PinchukArtCentr совместно с Национальным центром Александра Довженко реализуют программу «Переходный синдром: Украинское кино 1990-х».
До конца сентября 2015 года в PinchukArtCentre, а так же в Национальном центре Александра Довженко будет идти программа «Переходный синдром: Украинское кино 1990-х». Она представляет серию дискуссий и показов украинских фильмов 1980-1990-х годов. Этот кинопроект логично дополняет выставку «На грани. Украинское искусство 1985-2004», которая экспонируется сейчас в Арт-центре.
Вход на все мероприятия — свободный.
Как отмечают организаторы проекта, фильмы, заявленные в программе, снимались во времена так называемой «перестройки» — противоречивый, кризисный для общества период. Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на delo.ua.
На грани оказались доминантные идеологии, политическая конъюнктура, этические позиции и эстетические преференции. Эти фильмы ориентированы на развенчание социальных табу, высмеивание советского опыта, реставрацию националистической идеи и производство новых идолов масскульта.
«Переходный синдром» визуально и исторически связан с художественными работами выставки «На грани». Это групповая выставка украинских художников, собравшая работы с 1980-х до Оранжевой революции 2004 года. Проект исследует движущие силы социально и политически ангажированного искусства, начиная с периода, предшествующего «перестройке». На выставке представлено более 40 арт-проектов известных украинских художников и коллективов, чьи художественные практики формировались в период распада СССР и первые годы независимости Украины.
«Переходный синдром» предлагает вернуться в 80-90-е годы, к истокам наиболее активной ревизии старых символов и формирования нового канона. Именно тогда на место официальных символов СССР приходят символы «Запада» — часто заимствованные у поп-культуры и масс-маркета. Революционная борьба замещается (или совмещается ) с борьбой с атрибутами прошлого, его дискредитацией. Общество потребления создает поле новой символичности, питающее не только официальный дискурс, но и конструирующее личный опыт. Образы вождей заменяются мускулистыми торсами двойников Шварценеггера и Сталлоне, государственная символика СССР ставится в один ряд с бутылкой «Pepsi» и кроссовками «Adidas». Приход поколения «Пи» нашел свое отражение в кинематографе 1980-90-х годов, который, с одной стороны, документирует этот период эрозии советского канона, а с другой — создает новый пантеон независимой Украины», — отмечают организаторы проекта.
Первая лекция программы на тему «Казацкий синдром и новая национальная утопия» от Станислава Мензелевского, председателя научно-программного отдела Национального Центра Александра Довженко, редактора независимого издательства «Медуза», прошла 22 июля в PinchukArtCentre. После лекции показали комедию «Вперед, за сокровищами гетмана!», снятую в 1993 году. Одну из песен для фильма написали «Братья Гадюкины».
Читайте также: Церковь, в которой можно снимать фильмы ужасов. Фото
Программа «Переходный синдром: Украинское кино 1990-х»
29 июля
19:30 — лекция «Репрезентация Чернобыля в советском и украинском кино: трансформация визуальной риторики и политического значения» от Станислава Мензелевского.
20:30 — демонстрация фильма «Распад», реж. Михаил Беликов, 1989 г., 103 мин.
5 августа
19:30 — лекция «Вспоминая историю: «Голод-33″ и национальный кинематограф» от киноведа Ольги Папаш.
20:30 — демонстрация фильма «Голод-33», реж. Олесь Янчук, 1991 г., 115 мин.
12 августа
19:30 — лекция*
20:30 — демонстрация фильма «Седьмой маршрут», реж. Михаил Ильенко, 1996 г., 79 мин.
19 августа
19:30 — лекция*
20:30 — демонстрация фильма «Первый этаж», реж. Игорь Минаев, 1990 г., 66 мин.
26 августа
19:30 — лекция*
20:30 — демонстрация фильма «Лебединое озеро. Зона», реж. Юрий Ильенко, 1989 г., 97 мин.
2 сентября
19:30 — лекция *
20:30 — демонстрация фильма «Астенический синдром», реж. Кира Муратова, 1989 г., 135 мин.
23 сентября
19:30 — лекция *
20:30 — демонстрация фильма «Вальдшнепы», реж. Александр Муратов, 1996 г., 82 мин.
30 сентября
19:30 — лекция*
20:30 — демонстрация фильма «В той области небес…», реж. Игорь Черницкий