hronika.info
Тарас Жовтенко
Все статьи автора
Мнения

Что Запад может противопоставить Кремлю

О крепости по имени «Европа».

От пятничного саммита лидеров стран-членов ЕС ожидали нового плана действий в контексте последствий Brexit’a и изменившейся в результате неожиданного хода Великобритании конфигурации Союза.

Однако, кроме долгосрочной стратегии реформирования сообщества, неожиданно на повестку дня вернулась безопасность Европы как в контексте создания вооруженных сил, так и в выработке общих подходов к реагированию на современные угрозы.

Общий контекст задавали актуальные для всего европейского сообщества темы.

Одним из приоритетов для лидеров объединённой Европы стало противодействие популистским и радикальным движениям, чем дальше, тем больше угрожающим проевропейским партиям, особенно в преддверии важных выборов во Франции, Германии и Нидерландах в следующем году.

Лидеры ЕС осознают, что в некоторых странах-членах Союз представляют себе как некий элитный проект, посягающий на национальный суверенитет – «священную корову» для популистских праворадикальных маргиналов и евроскептиков. Ввиду неувядающей (пока что) популярности Д. Трампа в США и результатов референдума в Великобритании, эти вызовы выходят на передний план.

В то же время, лидеры «тяжеловесов» ЕС, такие, как Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер продолжают отстаивать общие европейские подходы. Несмотря на кажущуюся разрозненность позиций участников организации, он надеется на то, что эта разрозненность лишь докажет, что «только вместе мы остаемся, и будем оставаться, силой, с которой нельзя не считаться».

Общая политика безопасности в этом контексте может стать тем звеном, которое позволит вновь связать воедино политически разделенных европейцев.

По словам того же Жана-Клода Юнкера, Союз должен делать больше в сфере безопасности. Экономического и культурного влияние внутри организации недостаточно для обеспечения безопасности в современном мире. Посему ЕС должен активизировать действия в сфере обороны, начиная с учреждения военной штаб-квартиры ЕС и заканчивая созданием европейских Вооруженных сил. Все это, однако, должно идти «в ногу» с политикой евроатлантической безопасности, не внося раздор в отношения со США и НАТО.

Юнкер также не преминул отметить, что такая усиленная военная кооперация между странами-членами ЕС несет дополнительный экономический стимул, позволив избежать дублирования усилий и сэкономить (а значит – заработать) столь нужные организации дополнительные средства.

Однако инициатива главы Еврокомиссии отнюдь не нова. Первые попытки создать что-либо подобное имели место еще в далеком 1948 году, когда в рамках подписанного Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами и Великобританией Брюссельского соглашения был принят план по созданию общей системы обороны, включающей компоненты ПВО и объединенное командование. Позднее, в 1950 году, появилась инициатива создать Европейское оборонное сообщество (European Defence Community, EDC), однако из-за предполагаемого участия в организации ФРГ Франция отказалась ратифицировать соответствующее соглашение. На политических руинах ЕОС была создана другая институция – Западноевропейский союз (Western European Union, WEU).

С того времени фокус организации сместился с создания общих вооруженных сил как таковых к кооперации в сфере обороны и контроля вооружений. Военное сотрудничество в рамках Европы вновь вернулось на повестку дня в начале 80х годов ХХ века, когда Римская декларация вдохнула, казалось бы, новую жизнь ЗЕС. Союз даже попытался провести несколько военных операций – операция Cleansweep во время первой войны в Персидском заливе (обеспечение безопасности 300 миль Ормузского пролива) и совместная с НАТО операция морского патрулирования Sharp Guard в Адриатике во время Югославского конфликта (1992–1996). Остальные миссии оказались менее масштабными и касались, в основном, выполнения полицейских функций сомнительной эффективности.

Понятно, что европейская армия создается вовсе не для немедленного ее использования. Это долгосрочный проект, включающий в себя не только усилия ЕС, но и уже ощутимый ввиду усиления обороноспособности НАТО, вклад США.

Озвученные именно сейчас, эти инициативы помогут европейцам прийти в себя после сокрушительного удара Brexit’a и вновь актуальной террористической угрозы, собраться с силами и сломать политическую предвыборную игру маргиналов-евроскептиков, подминающих под себя общественное мнение в первую очередь в центральноевропейских странах, а также призваны непрямо поддержать неравную борьбу американских демократов во главе с Хиллари Клинтон против трамповского республиканского популизма и антиевропейской риторики.

Ну а призывы к созданию европейской армии помогут, во-первых, создать политическую «подушку» против инициатив Вашингтона по активному выходу американского ВПК на европейский рынок и стимулирования союзников в Европе к покупке американского вооружения, и, во-вторых, в поддержку аналогичных европейских инициатив, исходящих сейчас от Польши, в планы которой входит стать региональным лидером в сфере общей политики безопасности.

Украине следует учитывать весь контекст этих тенденций и быть готовой предложить ЕС ту помощь и содействие в обеспечении европейской безопасности, которая соответствовала бы и современным угрозам, и практическому опыту, полученному украинскими военными, спецслужбами и оборонному комплексу в целом, в противодействии «гибридным» сценариям и открытой военной агрессии РФ.

Источник

Рекомендуем прочитать

Если вы ищете дешёвый дом на Гавайях, попробуйте лавовую зону

OSHU

Добыча полезных ископаемых на морском дне является экономической необходимостью или опасностью?

OSHU

Критерии выбора мужской куртки: от фасона до утеплителя

OSHU