hronika.info
Евгений Магда
Все статьи автора
Мнения

Почему Путин пытается заставить Украину играть по своим правилам

Экономические резоны уступают место политическому интересу.

Украина практически год не закупает напрямую российский газ и не импортирует российский энергетический уголь. На этот факт отреагировал Владимир Путин, публично отметивший, что наша страна предпочитает переплачивать за «голубое золото» европейским компаниям, а не покупать по дешевке (180 долларов за тысячу кубов) у «Газпрома». Эти словесные эскапады российского президента — далеко не единственный элемент гибридной агрессии России против Украины.

Хочу напомнить, что еще в 2005 году, накануне первой «газовой войны», российские политики заговорили об Украине как о failed state — несостоявшемся государстве. Напуганный «оранжевой революцией» Кремль вдоволь поизмывался в мировом информационном пространстве над имиджем нашей страны, навязывая Западу свое восприятие Украины как ненадежного партнера и ощущая себя практически безнаказанным. Кстати, главным результатом обеих «газовых войн» — 2006 и 2009 годов (последняя завершилась подписанием кабального газового соглашения, одобренного премьерами Тимошенко и Путиным) — должно было стать установление контроля «Газпрома» над украинской ГТС.

Но не сложилось, и сегодня Россия предпринимает титанические усилия, дабы лишить Украину статуса транзитера энергоресурсов европейского масштаба. Задабривание Анкары ради строительства «на перспективу» «Турецкого потока», продавливание решения об увеличении использования «Газпромом» газопровода OPAL — все это «этапы большого пути» России по уменьшению объемов транзита газа по украинской территории.

Россия спешит неслучайно. В вопросах энергетики экономические резоны традиционно уступают место политическому интересу. Хотя нефть, газ и уголь не попали под санкции Запада, Кремлю приходится форсировать реализацию своей задумки. Она очевидна — экономически вынудить Украину играть по российским правилам как можно скорее. Спешка обуславливается не столько тем фактом, что в 2019 году истечет кабальное газовое соглашение (особенно досадное на фоне пересмотра условий контрактов «Газпрома» практически со всем потребителями «голубого золота»), сколько стремлением Украины оспорить соглашение в Стокгольмском арбитраже. Решение в столице Швеции может быть вынесено уже в 2017 году, на кону — десятки миллиардов долларов. Пока стороны процесса доводят до арбитража свои доводы, но уже в следующем году решение Стокгольмского арбитража может серьезно изменить расстановку сил на транзитно-энергетической карте Европы.

Не будем забывать, что Россия располагает куда более мощными информационными ресурсами по сравнению с Украиной. Поэтому ее союзники постараются представить спор в шведской столице как конфликт хозяйствующих субъектов (излюбленная тактика Кремля), при этом далеко не факт, что «Газпром» смирится с негативным для себя результатом рассмотрения встречных исков.

Сегодня для Украины важны не только экономические компоненты, но и информационные. Поэтому работа «Укртрансгаза», уже 2,5 года информирующего постоянно общественность о транзите энергетических ресурсов по территории Украины и наполненности подземных хранилищ газа заслуживает всяческой поддержки. В то же время, недавний публичный конфликт «Нафтогаза» и Минэкономразвития по поводу контроля над «Укртрансгазом» едва не поставил всю эту работу под сомнение. В условиях гибридной войны СМИ и соцсети явно не лучшая площадка для склок между высокопоставленными чиновниками по поводу государственного газового транзитера.

Другой фронт активного влияния РФ — политическое торпедирование основ энергетической безопасности Украины, позволяющих диверсифицировать поставки энергоресурсов. Здесь мишенью российских информационных диверсий становятся новые механизмы ценообразования, ориентированные не на российские «низкие» цены, а на европейские бенчмарки — NCG (NetConnect Germany) для газа и API2 («Роттердам+») для энергетических углей. Искусственно генерируемые и информационно подпитываемые волны «тарифных разоблачений» раз за разом накрывают соцсети, вовлекая в заранее смоделированную интерпретационную рамку огромные массы украинцев.

Тем временем НКРЭКУ, к сожалению, раз за разом пропускает информационные голы в свои ворота. К сожалению, глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк не понимает, что практически каждое государственное учреждение, работающее в сфере энергетики, является укрепрайоном в противодействии гибридной агрессии России. И полагать, что масштабные проблемы, разгоняемые в соцсетях и информационном пространстве, сами собой рассосутся — мягко говоря, наивно.

В состоянии энергетической сферы Украины хватает непростых моментов, а работа «информированных источников» о грядущих веерных отключениях и «самой холодной зиме за 32 года» в исполнении «народных синоптиков» представляет собой мощный информационный вызов. Отвечать на него необходимо максимально внятно и оперативно, в противном случае наша страна рискует понести серьезные имиджевые потери и столкнуться с четко направленным общественно-политическим кризисом.

Уменьшение военной активности на Донбассе — не повод почивать на лаврах, а сигнал о необходимости консолидированной информационной работы власти. Прежде всего — в энергетической сфере, касающейся миллионов людей и особенно чувствительной на фоне повышения тарифов на услуги ЖКХ. В условиях гибридной агрессии позволить себе пропустить информационные удары как изнутри страны, так и извне Украина не имеет права — такой сценарий грозит для нее потерей суверенитета.

Источник

Рекомендуем прочитать

TikTok в США всё? Законопроект уже принят

OSHU

«Шляпа MAGA» и другие мифы: ИИ вводит в заблуждение избирателей

OSHU

Если вы ищете дешёвый дом на Гавайях, попробуйте лавовую зону

OSHU