hronika.info
Общество

Чем может «аукнуться» офшорный скандал простым украинцам

Чем может "аукнуться" офшорный скандал простым украинцамНаличие офшора — еще не преступление. Надо доказать получение выгоды от него.

После появления в открытом доступе «панамских документов» представители юридических и консалтинговых компаний не заметили оживления со стороны налоговых органов. Тем не менее, они соглашаются, что к фигурантам этих документов наверняка возникнет повышенный интерес со стороны контролирующий органов. В первую очередь Нацбанка и Государственной фискальной службы.

«По сути в базе нет ничего кроме названий, имен адресов и статусов. Там нет информации о банковских проводках. Поэтому данная информация может быть только поводом для начала налоговых проверок», — сказал UBR.ua партнер, руководитель налоговой практики консалтинговой компании International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов, передает Хроника.инфо.

По просьбе UBR.ua юристы оценили возможные риски для 643 украинских фигурантов и дали общие рекомендации как минимизировать возможные риски.

Без лицензии — штраф

Сама по себе связь украинцев с оффшорами не является нарушением. Важно, получали ли они лицензию Нацбанка на вывоз капитала.

«К нам налоговики не обращались потому, что наших клиентов нет в этом списке.Что касается «офшорных проверок» вообще, то здесь большую роль должен играть НБУ, а не налоговые органы. Ведь именно Нацбанк не выпускает деньги за рубеж без соответствующих проверок», — отметил UBR.ua партнер ЮФ «OMP» Дмитрий Михайленко.

Индивидуальная валютная лицензия НБУ, согласно нормам Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 г/, нужна при совершении любых инвестиций за рубеж физическими или юридическими лицами.

В частности, покупка ценных бумаг или недвижимости, открытие счета в иностранном банке или иное перечисление валютных ценностей за границу.

«Здесь главный вопрос: как вывели средства для покупки или учреждения компании. Нередко уставный капитал офшорных компаний составляет несколько тысяч долларов. При этом гражданин имеет право вывезти без лицензии НБУ наличную валюту в эквиваленте до 10 тыс. евро. Он мог на эти деньги учредить компанию», — рассказал UBR.ua управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко.

То есть формально надо было получать лицензию, а на практике проконтролировать соблюдение этого требования очень сложно.

Видимо, поэтому действующее законодательство предоставляет НБУ большие полномочия для наказания тех, чья вина доказана. Декрет КМУ позволяет Нацбанку штрафовать нарушителей валютного законодательства на 100% суммы инвестиций (в валютном эквиваленте) за границу без лицензии.

При этом надо помнить, что данный вид нарушения не является ни уголовным, ни налоговым преступлением и на него не распространяется срок исковой давности. А это значит, что даже выведя средства без лицензии много лет назад, лицо рискует быть оштрафованным сейчас.

Риски связанных лиц

Еще один существенный риск для украинских резидентов, связанных с офшорами, кроется в законодательстве, требующем декларировать иностранные компании в качестве связанных лиц.

«Есть риск налоговых последствий для компаний, чья тесная связь с офшорными юрисдикциями станет известна фискалам. Например, раньше считалось, что сделки заключаются между сторонними юрлицами, а затем выясняется, что они контролируются одним юр- или физлицом», — поясняет Дмитрий Михайленко.

По его словам, в таком случае могут быть признаны неправомерными уплата процентов или других расходов при перечислении денег за рубеж. А также будут более активно применяться правила трансфертного ценообразования (ТЦО) к связанным лицам. То есть, применяться штрафы за неподачу отчетности или неправдивые данные в ней.

«За нарушения правил трансфертного ценообразования предусмотрены существенные финансовые санкции и пени, и это в дополнение к доначислениям налогов, не уплаченных вследствие несоблюдения этих правил. Если размер неуплаченных налогов является существенным (более 689 тыс. грн.), то это грозит уголовным преследованием за умышленное уклонение от уплаты налогов», — рассказал UBR.ua менеджер по международному налогообложению KPMG Украина Роман Жарко.

Физлица рискуют больше, открывая счета за границей без лицензии Нацбанка. Компании более уязвимы по части создания базы налогообложения, потому что несут расходы, получают прибыль и т.п. Изменение базы налогообложения несет также риски применения административной или уголовной ответственности для должностных лиц предприятия.

К тому же, как отмечает Дмитрий Сушко, субъекты предпринимательской деятельности обязаны каждый квартал отчитываться о наличии валютных ценностей за границей. За нарушение — штраф в размере 20 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан (340 грн) за каждый отчетный период.

Для физлица — это ежегодная декларация о доходах, в том числе полученных за границей.

Но если выплаты дохода нет, то и вопросов о наличии офшора к физлицу быть не должно. Даже если на счету заграничной компании миллионы.

Переход на личности

Юристы отмечают, что налоговикам придется еще доказать, что имел место вывод активов за границу без уплаты налогов или получения лицензии НБУ. Например, для покупки доли в иностранных предприятиях или учреждении офшорных компаний. А также доказать, что финансовую выгоду от работы этих иностранных активов получил украинский резидент.

По словам Романа Жарко, физлица редко когда непосредственно вовлечены в хозяйственную деятельность. Поэтому интерес налоговых органов в основном прикован к иностранным компаниям и другим структурам, которые контролируются бенефициарами-физическими лицами.

«Главное — это учредитель и конечный бенефициар. Его налоговым органам третьих стран, таким как страны бывшего СССР (в отличие от США или стран Европы) власти низконалоговых юрисдикций не слишком торопятся показывать. Поэтому чаще присылают сугубо формальные ответы», — говорит Дмитрий Сушко.

ГФС придется наладить эффективный обмен информацией между налоговыми органами разных стран. Чтобы доказать, что была выплата дохода «с той стороны».

Возможно налоговики попытаются «разговорить» украинского владельца офшора. Если он признает, что у него компания есть, а ценностей за границей нет, то фискалам придется собирать доказательную базу. На этом, как правило, все заканчивается.

Свидетельство чему недавнее «разоблачения» министра финансов Александра Данилюка и начальника департамента люстрации Минюста Татьяны Козаченко. Глава Минфина Данилюк подтвердил, что является директором в трех офшорных компаниях. Он также отрицает получение финансовой выгоды и называет случившееся ошибкой. То есть, пока достаточно исправить записи в реестрах и все. Татьяна Козаченко говорит, что была посредником, когда вела юридическую практику, но сейчас не является представителем компании.

Поэтому в данном случае репутационные риски больше, чем реальные экономические потери.

Часто физлица, чтобы не получать лицензию НБУ, использовали схемы с дарением иностранной компании гражданину Украины. Но с подарка от иностранца придется заплатить налог с доходов физлиц (подарок тоже считается доходом) в размере 18%. Так же, как и с любого другого вида дохода из-за границы. Период декларирования, кстати, закончился 4 мая 2016 г. Неподача или несвоевременная подача декларации о доходах, а также указание недостоверных данных наказывается штрафом в размере 51-136 грн. Но за выявленные контролирующим органом нарушения надо заплатить штраф в размере 25% суммы определенного налогового обязательства.

Кроме того, после окончания установленного срока погашения утвержденной суммы долга, насчитывается пеня из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ.

«Многие иностранные структуры украинских бизнесменов были созданы для покупки активов и/или законного ведения бизнеса в других странах, а вовсе не для ненадлежащего вывода доходов из Украины. И для этого были свои веские причины, среди которых экономия на уплате налогов могла быть далеко не на первом месте. Поэтому не стоит думать, будто все иностранные структуры украинских бизнесменов «заточены» исключительно на налоговой оптимизации и ненадлежащем выводе доходов с Украины», — говорит Роман Жарко.

Что делать

С одной стороны, нет данных об усилении проверок со стороны налоговой службы. Ответ на соответствующий запрос UBR.ua в Государственной фискальной службе обещали дать в ближайшее время.

«С другой стороны, полный список фигурантов «панамского архива» обнародован только сейчас. Поэтому результаты работы ГФС могут проявиться не раньше, чем через месяц», — считает Рустам Вахитов.

Поэтому сейчас юристы советуют подождать и просчитать несколько вариантов действий в зависимости от того, попадут эти документы в разработку или нет. «Потому что можно не угадать с суммой штрафа, если прийти в налоговую с повинной», — пошутил один из консультантов.

В любом случае стоит проверить наличие компании или конкретного лица в этом списке документов и взвесить возможные риски. В частности, проверить какая общедоступная информация есть по этим компаниям. Потому что в самой базе информации немного, но она связана с более подробным массивом данных.

«Например, по многим европейским юрисдикциям можно поднимать информацию вплоть до финансовой отчетности. В дальнейшем, сопоставляя данные «панамского архива» и торговых реестров можно понять, какая информация станет доступна налоговикам или конкурентам», – поясняет Рустам Вахитов.

Кстати, конкуренты или кредиторы могут оказаться даже страшнее налоговой службы. Если, к примеру, выяснится, что компания-банкрот на самом деле располагает ценными активами, но владеет ими через офшоры. Тогда их вполне могут отсудить или как минимум арестовать.

«Есть также риск того, что какой-то посредник «засветился» в архиве, а через него могут выйти на вас, надо просчитывать и этот риск», — поясняет юрист.

Читайте также: В Mossack Fonseca просят о защите

В результате может оказаться выгоднее закрыть эти предприятия, чем дожидаться уплаты штрафов. Разумеется, стоит помнить, что срок исковой давности по налоговым делам составляет три года.

Рекомендуем прочитать

Протесты в Колумбийском университете: арест более 100 студентов

OSHU

Управление коммерческой недвижимостью

Партнер

Вице-президент Харрис критикует Трампа за ограничения на аборты

OSHU