hronika.info
Общество

Как обстоят дела с трудоустройством в оккупированном Донецке

Как обстоят дела с трудоустройством в оккупированном ДонецкеДаже дворников ищут только идеологически правильных.

На оккупированных территориях Донбасса качество жизни людей неуклонно ухудшается – и этот факт признают даже сами боевики. Конечно, не все – различные ведомства т.н. «ДНР» по-прежнему умудряются докладывать о растущем благосостоянии народа. На поверку оказывается, что тут царит катастрофическая безработица на фоне нехватки рабочих рук и мизерных зарплат, передает Хроника.инфо с ссылкой на Сегодня.

Обещанных два года назад «российских», то есть больших в цифровом выражении, зарплат и пенсий в Донецке не дождались. Впрочем, с чего бы они появились, если РФ ясно дала понять еще тогда, что никакого присоединения не будет. Зато появилась российская гуманитарка, которую многие дончане то ли в шутку, то ли всерьез считают «бюджетообразующей отраслью молодой республики». Высоких зарплат «бюджетообразующая отрасль» уж никак не обеспечит.

Зарплата «съедается» за считанные дни
В итоге, Донецк и другие оккупированные районы покинули сотни квалифицированных специалистов. По данным одного только «министерства здравоохранения ДНР», в больницах не хватает почти половины медсестер от требуемого штата, а также лаборантов, узких специалистов и врачей широкого профиля.

Больше всего нуждаются в медсестрах Донецк, Докучаевск и Тельмановский район. Впрочем, в списке вакансий «республиканского центра занятости» объявления о наборе медицинского персонала «висят» сотнями. Однако заработная плата не очень мотивирующая – от 2500 рублей (979 грн по курсу НБУ).

«Толку сидеть в Донецке на ставке чуть больше 3000 рублей? Лекарств толком не было – даже пенсионерам ничего не могли выдать. А когда к тебе приходит здоровенная детина в камуфляже и говорит: «Лечи, за свой счет. У нас все народное, а я воевал!» – альтернативы не остается.- рассказывает медик одной из городских больниц Руслан. – На время оккупации города я переехал в Мариуполь. Снимают небольшую «однушку», устроился по специальности в больницу. Стаж идет. Зарплата официальная, считай почти в четыре раза больше чем, если бы я остался в «ДНР».
По признанию дончан, зарплата врача высшей категории со стажем больше 20 лет – чуть больше 6000 рублей (2300 грн). «И это при том, что коммунальная плата в месяц может доходить до 2000 рублей (783 грн), если считать телефоны, интернет, домофон и пр., а с ценами на продукты зарплата «съедается» за считанные дни», – говорит врач одной из городских поликлиник Ангелина.

Учителей ищут комплектом
Не хватает учителей – их ищут целыми комплектами. Список вакансия одной только школы может состоять из практически целого штатного расписания – от завуча до технички. Много учетных учреждений в Донецке остались без преподавателей по ключевым предметам – физики, математики, информатики, русского языка, не говоря уже о физкультуре и рисовании. «В нашей школе физкультуру ведет бывший директор, мужчина, а в соседней – вообще нет физкультуры. Вместо рисования ставят какой-нибудь урок типа математики или русского», – рассказала мама донецкой третьеклассницы Юлия Довбуш.

Действительно, далеко не все готовы работать в школе за оклад в 4000 рублей (1560 грн). Спасают «повышенные обязательства»: классное руководство или дополнительная нагрузка. Но редко когда зарплата педагога превышает 10 тысяч рублей (3900 грн)

«Родственница в Москве живет, – рассказывает дончанка Елена. – Она, как и я педагог. У нее зарплата – около 30 тысяч рублей, причем это не какая-нибудь элитная школа. Конечно, надбавок у нее много, но практически все – такие же, как и у меня. Разница только в том, что моя школьная зарплата в «республике» на один ноль меньше – 3000 рублей. Помнится, два года назад с трибун вещали, что зарплата в Донецке будет такая же как и в России. В итоге получилось, что у них (лидеров т.н. «ДНР». – Ред.) зарплаты действительно хорошие российские, а у простых людей – как в каком-то Гондурасе. На рынок идешь, для семьи продуктов покупаешь на 700-1000 рублей – едва на неделю хватает. Но в месяце 4 недели, а в зарплате – 3 тысячи. Вот и вся арифметика».

Элитная профессия – продавец хот-догов
Дончане говорят, что система заработной платы в «республике» устроена по принципу «как хотите, так и выживайте». При непомерно поднявшихся ценах на продовольствие, люди, которые остались на должностях с конца 2015 года, так и продолжают получать свою зарплату из перерасчета 1 гривна – 2 рубля. Как выяснилось, в Донецке гораздо прибыльнее работать продавцом хот-догов или кассиром в супермаркете, чем бухгалтером, инженером или строителем. Стройки замерли, а вот хот-доги будут востребованы всегда, как и те, кто их готовит.

«Дочь устроилась в киоск, делает шаурму. Платят 10 тысяч в месяц, она довольна. Хотя у нее высшее образование, она психолог, ее приглашали еще до войны в милиции работать»,- поделилась донецкая жительница Марина Зинченко. А сами бывшие милиционеры Донецка рассказали Сегодня.ua, что их «коллеги» в т.н. «ДНР» не особо роскошествуют.
«Когда наше управление переезжало в Мариуполь я принял решение уволиться из органов и остаться в Донецке, – рассказывает бывший милиционер Виктор. – Во-первых, мне не захотелось покидать родной дом, а во-вторых, я понимал, что будет крайне сложно снимать жилье и прокормить семью на одну мою зарплату. Но и с «ДНР» связываться не стал. Хотя меня неоднократно звали на зарплату в 7000 рублей (2700 грн). Смешно! Как за эти деньги можно прокормить жену, которая лишилась работы, и двоих детей».

Допрос при трудоустройстве
Если еще год назад некоторые личности посчитали, что могут хорошо зарабатывать, записавшись в «ополчение». Боевики предлагали «новобранцам» аж 15 тысяч рублей в месяц (5800 грн), что считалось прекрасным заработком. Правда, о печальной участи «ополченцев» – быть убитыми или покалеченными – старались не говорить. В этом году отсеяли всех старше 40 лет, оставив лишь молодежь. «Сосед у меня такой был, все кичился, ходил тут гордый в камуфляже. А то вижу – в курточке. Говорит, разогнали половину состава, куда ему теперь деваться не знает, толком ничего делать не умеет. Кто-то взял его машины мыть, так он счастлив, хоть и получает тысяч 5-6», – рассказал дончанин Сергей Пуляев. – О «службе» своей и не вспоминает даже».

«Много народу пошло в коммунальные службы. Платят мало – 2800 рублей (1090 грн) получает дворник в нашем дворе, я спрашивала. Еще, говорит, при устройстве на работу ему целый допрос устроили, мол, поддерживает ли он «ДНР», нет ли у него родственников в Украине? Тот, конечно, от удивления чуть не упал, – поделилась жительница Донецка Юлианна Смерека. – Говорит, словно на секретное предприятие попал. Но вроде «тест» прошел, получил свой жилет и делает город чистым каждое утро».

Читайте также: Как в оккупированном Донецке готовятся к 9 мая

«Авось будет получше» – но чуда не случится»
Экономисты говорят, что в Донецке боевики выплачивают зарплату «на уровне». На том уровне, чтобы народ смог существовать, но не смог бунтовать. «Есть весомые причины у их «работодателей» не платить много – низкая производительность труда и боязнь людей потерять даже эти копейки, по принципу «Лучше хоть что-то, чем ничего». В Донецке работают мало, сказывается отсутствие крупных предприятий и уехавших платежеспособных граждан. Грубо говоря, если парикмахер стрижет в день не 50 человек, как раньше, а всего 10, то смысла платить ему ту же зарплату и нет. Так рассуждают горе-работодатели. Вон, у железнодорожников в Иловайске или Ясиноватой вообще однодневная рабочая неделя. Получают они рублей 500 в месяц за это. И мало кто решается уйти, срабатывает «авось». Авось станет лучше, авось случится чудо. Но чуда не будет, люди скатываются не в бедность, а в натуральную нищету», – рассказала Сегодня.ua экономист Юлия Бурун.

Рекомендуем прочитать

Сиропы для кофейни: зачем нужны и какие выбрать?

Партнер

Складчина Биз: Образование через Совместные Покупки

Партнер

PWS Nordic про образование как ключ к защите от мошенничества в сфере криптовалют

Партнер