ВАЖНО:Свежие новости из первых уст
» » Стали известны подробности скандала с ворованными картинами
Раздел: Общество  
-1

Стали известны подробности скандала с ворованными картинами

Стали известны подробности скандала с ворованными картинамиО спецоперации знали лишь четверо, суд по "Иуде" Караваджо тянется, картина — вещдок.

Недавно ничем не примечательный остров Турунчук в дельте Днестра, у села Троицкое, на территории Беляевского района Одесской области, неожиданно приобрел сенсационную славу. Сотрудники Госпогранслужбы и военной прокуратуры обнаружили там тайник, где были спрятаны бесценные произведения искусства — похищенные осенью прошлого года из итальянского музея "Кастельвеккио" в Вероне полотна Рубенса, Тинторетто, Пизанелло, Мантеньи, Карото и других всемирно признанных художников эпохи Возрождения, передает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.

Оценочная стоимость 17 найденных картин достигает 20 млн евро! Следствие установило, что в международную преступную группу, которая занималась сбытом краденого, входили граждане Италии и Молдовы. Полотна предназначались для перемещения за рубеж. По данным погранслужбы, картины оказались на острове с помощью международных почтовых перевозок. Что важно и интересно — параллельно указанные работы разыскивались и сотрудниками ФСБ России, которые не только прикрывали преступную цепочку, но якобы даже планировали собственную операцию по вывозу груза из Украины.

Эксклюзивные подробности специально для "Сегодня" сообщил первый заместитель главного военного прокурора Владимир Жербицкий.

— Тайник находился в неприметном углублении в земле, сверху забросанном свежей травой, — говорит генерал.— Предназначался он для непродолжительного, временного хранения — в таких походных условиях держать картины долго не собирались. Полотна были обернуты в ткань и полиэтилен. Мы располагали оперативной информацией о том, что уникальные работы прибыли в Одессу еще в январе, в середине марта их вывезли из города на территорию области, в район приднестровского участка границы. Точно установить, куда именно, было очень трудно — запутывая следы, краденое постоянно перемещали с места на место. Нами отрабатывались различные варианты вплоть до подмены подлинников, оборудования тайника оперативно-техническими средствами, чтобы можно было организовать засаду, задержав причастных к преступлению. Но времени для этого было недостаточно. Да и место, о котором идет речь, слишком многолюдное, оживленное, и такие меры не остались бы незамеченными, если б велось визуальное наблюдение. Поэтому изъяли только спрятанные полотна. Организаторы преступления, как выяснилось потом, находились к тому времени уже далеко...
В причастности к краже итальянская полиция уличила двух братьев, один из которых работал охранником музея в Вероне. Выполняя заказ посредников частного коллекционера из Чеченской республики, они инсценировали разбойное нападение, в чем позже сознались. Кроме этих двоих, в Италии и Молдове задержали около полутора десятка соучастников. Граждан Украины в группе похитителей не было.
— Кого-то, судя по всему, использовали втемную, не посвящая, о какой такой контрабанде речь, и не указывая истинную ценность произведений, — продолжает Владимир Жербицкий. — Но доказательств того, что украинцы имели отношение к хищению и дальнейшему перемещению полотен, пока нет.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ. Как одну из версий событий, заместитель главного военного прокурора рассматривает то, что краденые картины из Италии транзитом проследовали в несколько европейских стран, а затем были нелегально ввезены в Украину через ее западную границу. После переправки в Одесскую область их готовили к нелегальному вывозу в Приднестровье и далее в Чечню, где, по замыслу организаторов, о находке должны были объявить российские спецслужбы.

— Во избежание утечки конфиденциальной информации вся наша специальная операция была строго засекречена — о ней знали лишь четыре человека, — добавляет заместитель главного военпрокурора. — Результат показал, что такой режим себя полностью оправдал.
По словам военного прокурора Южного региона Максима Якубовского, сразу после обнаружения похищенных произведений одесские искусствоведы установили их подлинность. Затем в Украину прибыли итальянские специалисты, также подтвердившие, что работы действительно принадлежат кисти выдающихся мастеров живописи.

— Эти уникальные картины с большим успехом демонстрировались в Национальном музее искусства Варвары и Богдана Ханенко в Киеве, вызвав большой интерес посетителей, и в ближайшее время будут отправлены на родину, в Италию, — рассказывает Максим Викторович. — Мэр Вероны Флавио Този, о чем уже сообщалось, в знак признательности за разысканные шедевры пригласил украинцев бесплатно посетить городской музей "Кастельвеккио". В соцсетях появились первые отклики наших соотечественников, которые уже поделились впечатлениями, побывав в Вероне, где более двух десятков музеев...

На уточняющий вопрос "Сегодня", почему к раскрытию преступления, связанного с розыском художественных произведений, была привлечена военная прокуратура, Максим Якубовский ответил: "Во-первых, получилось, что никто, кроме нас и пограничников, не мог эти картины найти, а во-вторых, была информация о следе иностранных спецслужб, что неизбежно привело бы к причинению ущерба государственным интересам Украины. В конце концов, важен итог: похищенное вернется туда, откуда было украдено. Да, раскрывать подобные преступления — не наша специализация. Но если органам военной прокуратуры удастся сделать еще что-то полезное в этом направлении, и соотечественники получат возможность безвозмездно посетить музеи не только Вероны, а и других городов, где случались хищения, мы такую работу продолжим".

Стали известны подробности скандала с ворованными картинами

Знакомство. Произведения итальянцев показали президенту Украины.


ПОЛИЦИЯ: ДЕНЕГ НА ОХРАНУ НЕТ


А что сотрудники Нацполиции — есть ли в их активе раскрытые преступления из этой серии?

"Ситуация с сохранностью культурных ценностей остается сложной, — ответили нам в департаменте угрозыска. — В Украине около 1,3 тыс. музейных заведений, из которых около 500 государственных, и 6 тыс. работают на общественных началах. В музеях не менее 10 млн предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Условия хранения оставляют желать лучшего. В связи с отсутствием финансирования с охраны снято пять музейных учреждений в Волынской, Запорожской, Черкасской областях. Ненадлежащее обеспечение охраной привело к краже в мае нынешнего года из Национальной библиотеки имени Вернадского старинной книги "Апостол" первопечатника Ивана Федорова, датированной 1574 годом. Следствие по делу продолжается. Серьезная проблема — хранение ценностей в культовых сооружениях. Их около 14 тыс. Но только пятая часть оборудована средствами сигнализации. Неудовлетворительное состояние охраны — одна из причин преступных посягательств. Во Львовской области задержана группа, похищавшая старинные иконы и книги. Лица, причастные к краже картин из музея Вероны, найденных в Одесской области, установлены, мероприятия по их задержанию продолжаются".

Стали известны подробности скандала с ворованными картинами

КАРАВАДЖО: ПОКА В ДЕЛЕ ВСЁ ТИХО

Одной из самых резонансных историй последнего десятилетия стала кража в июле 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства работы кисти знаменитого итальянского художника Микеланджело Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды".
Ее нашли спустя два года, в июне 2010-го, в Германии. И с большой помпой вернули в Украину, отрапортовав о раскрытии похищения века и о задержании причастных к нему злоумышленников.

Правда, уже тогда возникли слухи, что это якобы не оригинал, а одна из копий, сделанная художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Тем не менее, и ее оценивали в солидную сумму — от 50 млн евро до 100 млн долларов. "Сегодня" узнала, вернулся ли "Поцелуй Иуды" спустя шесть лет в Одессу, были ли экспертизы, наказаны ли виновные. Результаты вовсе не обнадеживают.
Выяснилось, что картина все еще в Киеве, причем ее пока даже не думают выставлять в экспозицию одесского музея. Как сообщила "Сегодня" гендиректор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Светлана Стрельникова, полотно, как и прежде, пребывает в статусе вещественного доказательства по делу. До вынесения приговора и вступления его в законную силу никакие действия с картиной проводиться не могут.

— Поверьте на слово, специалистами выполнен колоссальный подготовительный объем работ, но пока суд не сочтет возможным снять с нее статус вещдока, об экспертизе говорить нереально, — отметила Стрельникова.

Напомним: шесть лет назад состояние картины вызывало серьезное беспокойство: на ней появились трещины, изломы, осыпалась краска, потемнело лаковое покрытие, сильно пострадали изображения лиц. При транспортировке полотно складывали, а не сворачивали в рулон, что явно не пошло ему на пользу.

Суд над членами преступной группировки, начавшийся еще в 2011 году, продолжается по сегодняшний день. Бывший заместитель начальника Печерского райуправления милиции столицы по следствию Леонид Кирьян рассказал нам, что процесс длится ни шатко ни валко, и конца ему не видно.

— Членам группы, обоснованно подозреваемым в краже "Поцелуя Иуды", инкриминировались и другие эпизоды, связанные с разбойными нападениями и грабежами личного имущества в особо крупных размерах, — дополняет Кирьян. — Хищение полотна Караваджо было полностью доказанным, и уж по нему никак не должно было возникнуть сомнений. Но процесс превратился в вялотекущую тяжбу. То в заседания не приходили свидетели, то вовремя не доставлялись подсудимые. В итоге судья изменила им меру пресечения на подписку о невыезде. Потом дело передали другому судье, который вскоре уволился. Сейчас его рассматривает уже третий. Сколько это продлится, никому неведомо — приговора нет. А значит, нет ясности и по картине Караваджо, и по ее экспертизе...
Прокуратура Киева вменяла пятерым фигурантам по три статьи УК. Каждому грозило до 12 лет с конфискацией. Но адвокаты уверены, что подзащитным сидеть не придется.

ПОД ПРИКРЫТИЕМ. Один из оперативников, принимавший участие в розыске "Поцелуя Иуды", сообщил нам, что преступление удалось раскрыть благодаря внедрению в ОПГ под прикрытием опытного сыщика, которого долго готовили к роли коллекционера — потенциального покупателя картины.

— Его тщательно инструктировали профессиональные искусствоведы, а также люди из спецслужб, совместно разрабатывавшие небезопасную комбинацию, в результате чего и удалось выйти на продавцов полотна в Берлине, — говорит сыщик. — Перед коллегой стояла сложная задача — выступить хорошо разбирающимся в тонкостях коллекционером, якобы заинтересованным в приобретении полотна Караваджо. Малейшая оплошность — и вся операция провалилась бы, усилия пошли бы насмарку. Но все, к счастью, закончилось благополучно, и сотрудники криминальной полиции Германии (ВКА) успешно разоблачили преступников, взяв их, что называется, с поличным. А вот теперь выясняется, что сроки виновные не получили, "Иуду" в родной одесский музей, где он экспонировался до того, не вернули, экспертизу не провели, и непонятно, оригинал это или копия. Сколько было победных реляций, бравурных маршей, когда картину доставили в Украину. Прошло целых шесть лет, и ничего...

Стали известны подробности скандала с ворованными картинами

"Поцелуй Иуды". До сих пор нет ясности, оригинал это руки самого мастера или удачная копия...


ЭКСПЕРТ: УРАВНЯЛИ...

Юрист Анатолий Капитанский, долгие годы занимающийся проблемами незаконного оборота объектов материально-культурного наследия, обращает внимание на несовершенное законодательство.

— В нем очень много дыр, порождающих безнаказанность и новые преступления, — отмечает эксперт, представляющий Международную полицейскую ассоциацию. — Злоумышленники применяют и старые, годами проверенные, и новые схемы. Но складывается впечатление, что в стране просто некому ими заниматься. Законы пишутся таким образом, что культурные ценности фактически не защищены. Оценщики не заинтересованы в перерегистрации ценностей, не проводится их переаттестация, нет национальных стандартов, сертификат может получить кто угодно. Отсюда и серьезная коррупционная составляющая. Мафия процветает...

Перу Анатолия Капитанского принадлежат научные исследования, посвященные правовым и криминологическим аспектам важных проблем.

— В Украине отсутствует реальная статистика незаконного оборота объектов материально-культурного наследия, — утверждает авторитетный эксперт. — Квалификация преступных посягательств в действующем Уголовном кодексе не соответствует целям их правовой защиты. Кражи, грабежи, разбои, хищения, факты мошенничества, совершенные с целью завладения артефактами и раритетами, рассматриваются как обычные преступления. В УК сформулирован лишь умысел, направленный на "завладение имуществом", словно нет разницы между картиной Айвазовского и, скажем, украденным телевизором. Но на самом деле разница весьма существенная. Ведь картина — это культурная ценность, национальное достояние, шедевр мирового наследия. А телевизор — всего лишь продукт массового производства, ценность которого со временем уменьшается...

МАФИЯ: ПРАВДА И МИФЫ

Есть ли в Украине мафиозные структуры, крышующие музейный бизнес?

— Конечно, есть и довольно вольготно себя чувствуют, — считает экс-госсекретарь МВД Александр Гапон. — Они находят правоохранителей, таможенников, пограничников, которые вовлекаются в орбиту преступных посягательств, задействуют музейных работников, приемщиков ценностей в антикварных магазинах, коллекционеров, готовых приобрести вещь, не вникая в ее происхождение... Мне приходилось раскрывать хищения и кражи из частных коллекций. Помогала негласная агентурная работа — через нее выходили на посредников, перекупщиков, а то и заказчиков. Сейчас агентуру разогнали, а бесплатно работать никто не будет. У организованных преступных группировок фактически развязаны руки...

— Слухи о музейной мафии сильно преувеличены, — возражает известный киевский коллекционер, просивший не упоминать своего имени в прессе. — В стране война, экономика на ладан дышит, борьба с преступностью в основном на бумаге, антиквариат у полиции — на 25-м месте. Копам некогда убийства, угоны, разбои раскрывать. А то, что попадается — мелкая рыбешка. Помню, лет 20 назад — вот это был всплеск. Криминальные авторитеты считали за честь иметь какие-то коллекции, артефакты, это свидетельствовало о статусе владельца, гордившегося очередным приобретением. За сферы влияния шла жестокая борьба. Сейчас баловство одно...

ГПУ: "СЛЕДЫ" ЯНУКОВИЧА

В Управлении спецрасследований Генпрокуратуры "Сегодня" подтвердили, что незначительная часть предметов из хранившихся в резиденциях экс-президента действительно пропала (по "Межигорью", в частности, такие факты относятся к зиме 2014 года), и материалы об этом прокуратура передала в Нацполицию. Большинство же ценностей отдано на хранение в один из столичных музеев, где их периодически проверяют согласно реестру. Как долго это имущество будет там находиться, пока определенности нет — видимо, до приговора суда, который примет решение о его конфискации в доход государства, если признает вину владельца в совершении преступлений, за которые такая санкция предусмотрена законодательством. Суд должен также выяснить принадлежность имущества владельцу, если на таковое будут заявлены его права.

Читайте также: Стали известны подробности трагического ДТП на Прикарпатье

— Пока основная задача — обеспечить максимальную сохранность, чтобы ничего не пропало, — резюмировал руководитель Управления спецрасследований Сергей Горбатюк.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
загрузка...
24-06-2016, 11:36 » Автор: Анна Мартынова
     3646
     0


Оставьте свой комментарий

Имя:*  
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите текст с изображения: *


наверх