hronika.info
Общество

Пленных на Донбассе пытают обе стороны, — Amnesty International

Пленных на Донбассе пытают обе стороны, - Amnesty InternationalОт насилия страдают пленные и мирные жители по обе стороны конфликта.

Amnesty International провела интервью с 33 бывшими заключенными установила факты пыток и жестокого обращения с пленными как со стороны сепаратистов, так и украинских военнослужащих.

В 17 случаях пленных удерживали сепаратисты, в 16 – прокиевские военные силы и милиция, в том числе Служба безопасности Украины (СБУ). Во всех случаях, кроме одного, описаны тяжелые побои или другие серьезные злоупотребления, особенно в первые дни плена, передает интернет-издание Хроника.инфо со ссылкой на Новое время.

Количество пленных на обеих сторонах конфликта установить невозможно

Нет единой оценки количества пленных — все оценки, которые были озвучены в ходе расследования, не совпадали.

Задержания проводят как уполномоченные органы Украине – такие как СБУ, а также многочисленные нерегулярные вооруженные группировки по обе стороны конфликта. Например, Правый Сектор – с украинской стороны или батальоны Спарта или Призрак – со стороны сепаратистов.

Ни одна из названных структур, в том числе и СБУ, не дает официальной статистики по количеству пленных и задержанных, а также не раскрывает имена задержанных, места и условия их содержания. Ситуацию осложняет и тот факт, что среди сепаратистов отсутствует четкая субординация.

С украинской стороны не существует ни одного органа, который бы вел статистику обмена и освобождения пленных. Этим занимается по меньшей мере три отдельных структуры. Это Офицерский корпус, представляющий украинских ветеранов боевых действий, Центр освобождения пленных (в структуре СБУ) и волонтерская группа Патриот, которая работает с Минобороны. Есть случаи, когда освобождение происходит без помощи этих структур, например, когда родители пленных договариваются об их освобождении.

Со стороны сепаратистов, структура так называемой ДНР выглядит более организованной чем ЛНР. Донецкие сепаратистские власти создали официальный комитет по обмену пленными. Его возглавляет Лилия Радионова, которую девять дней держали в плену украинские военнослужащие в середине 2014 года. Она ведет реестр пленных и постоянно пребывает на телефонной связи с членами их семей.

Бывшие задержанные проукраинским войсками говорят о нескольких местах их содержания: как официальных — различные помещения СБУ в Харькове, Волновахе, Полтаве, Изюме и Мариуполе; СИЗО в Харькове, Одессе, Мариуполе и Изюме; так и неофициальных – например, мариупольский и краматорский аэропорты, которые в основном (но не исключительно) использовались вооруженными добровольческими формированиями. Также пленных содержали на явочных квартирах, в здании университета в Славянске, подземном бомбоубежище около Славянска, а также в заброшенном детском лагере около Великомихайловки, Днепропетровская область, который использовал Правый Сектор.

Правозащитная организация установила еще четыре случая казни прокиевских пленных боевиками сепаратистов

Первое дело

Арсению Павлову, позывной Моторола, приписывается намеренное убийство пленного в присутствии минимум пяти. Речь идет об Игоре Брановицком, солдате 90-го отдельного аэромобильного батальона 81-й десантно-штурмовой бригады, которого Павлов застрелил в голову 21 января 2015 года в плену батальона Спарта – боевое подразделение сепаратистов под командованием Павлова.

Второе дело

Еще одна установленная жертва Моторолы – Андрей Гаврилюк, позывной Бур, 34 года, из 95-й аэромобильной бригады. Он также был застрелен в голову в январе 2015 года.

Оба украинских военнослужащих были взяты в плен в ходе боев за Донецкий аэропорт.

Моторола также признался в интервью киевскому изданию, что убивал пленных и раньше.

Третье дело

Свидетели, с которыми общалась Amnesty International, рассказали о минимум трех казненных украинских военнослужащих в селе Красный Партизан 22 января 2015 года. Речь идет о бойцах 20-го украинского батальона терробороны, которые охраняли блокпост на трассе Горловка-Донецк — Андрее Колеснике, Сергее Слисаренко и Альберте Саруханяне. Есть свидетельства о смерти четвертого бойца, «Ромчика», но личность его не удалось установить.

«Андрей Колесник умер почти что сразу. Когда они (сепаратисти) подступили и предложили сдаться, Андрей сказал: «Мы не сложим оружие». В него выстрелили и через час он умер от потери крови», — рассказал свидетель С.С., который попал в плен вместе с Колесником и выжил.

«Около нас были десятки людей и каждый хотел выстрелить. Среди них была девушка лет 25, она среляла в наших парней из снайперской винтовки Драгунова с расстояния трех метров. В колени, легкие. Вона делала это с удовольствием», — четко вспоминает С.С.

Четвертое дело

9 февраля 2015 года во время битвы в селе Логвиново, около Дебальцево, в плен были взяты трое украинских солдат 30-й механизированной бригады – Александр Бердес, Василь Демчук, Павло Плацинский.

Тела трех мужчин были найдены около Донецка – 88 км от Логвиново, их похоронили под тонким слоем грунта.

Представители обоих сторон конфликта – прокиевские и сеператистские – применяли к пленным пытки

Случай в Волновахе

12 ноября 2014 года на украинском блокпосту в Волновахе задержали троих мужчин – Игоря Бедного, 45 л., Александра Пинчука, 45 л, и Андрея Мерзлика, 39 л. Блокпост укомплектован бойцами ПС и батальона Днепр-2. После жестких допросов с избиениями задержанных забрали в местный штаб СБУ в Волновахе, где над ними продолжили издеваться, пытать и избивать.

«Парни били меня ногами по голове и сказали – «ой, он дышит», — рассказывает Пинчук, который очнулся от побоев закопанным под землей – торчала только его голова и рука – Они проверили, был ли я в сознании: спрашивали меня о строительстве и строительных инструментах. Потом вытащили меня из ямы».

Подвалы Правого Сектора

Л.П. пробыл месяц в подвальной камере Правого Сектора, которая находится в здании недалеко от села Великомихайловка, Днепропетровская область. За это время вместе с ним удерживали еще десяток людей – почти все гражданские.

Бывший пленный Л.П. описал, как пленных жестоко и регулярно били – например, прикладом по голове. У пленных были переломаны кости, но они не получали никакой медицинской помощи.

Представитель ПС подтвердил, что члены Правого Сектора проводили элементы военных и милицейских операций по согласованию с СБУ и штабом АТО.

Дмитрий Дирявка

Дмитрия Дирявку, 41 год, держали в плену прокиевские силы с 28 июля по 20 сентября 2014 ода. Он утверждает, что его схватили на блокпосте в Дебальцево во время попытки перевезти свою семью за линию фронта – он планировал отвести их в Россию, подальше от боев.

Дирявка считает, что его задержали бойцы ВСУ, однако он не может назвать из какого подразделения. Он утверждает, что ему на голову одели мешок и били, а после передали членам ПС. Те выбили ему зубы, порвали его паспорт и поддали имитации захоронения.

Той же ночью Дирявку доставили в батальон милиции спецназначения Киев в Словянске. Там его держали до 5 августа и, по его словам, били первые четыре дня минимум раз в день.

«Они не позволяли мне заснуть первые три дня, — рассказал он Amnesty International. – Когда я засыпал, они обливали меня холодной водой».

5 августа Дирявка предстал в харьковском суде, его допрашивали в СБУ. Его освободили 30 сентября во время обмена пленными: 28 сепаратистов обменяли на 28 прокиевских пленных.

Информаторы ДНР

Х.Н., 46 л, удерживали прокиеские силы с 7 ноября до 26 декабря 2014 года. Он работал информатором ДНР в Словянске. Арест произвели бойцы батальона Сич – его забрали из дома в Славянский технический колледж, где и держали три дня. Там его пытали электрошоком.

После его передали в СБУ в Полтаве, где ему в результате жестоких избиений сломали четыре ребра.

«В Полтаве они подвесили меня на крюк на стене», — рассказал он. В таком положении его били кием.

В середине ноября 2014 года он предстал перед судом, потом его поместили в Полтавское СИЗО. 26 декабря 2015 г он вышел из тюрьмы во время большого обмена пленными.

Еще одной жертвой пыток стал информатор ДНР Александр Журуев, которого ранили в битве близ Дебальцево в конце июля 2014 года. А также Игорь Лямин, 42 г., работник железной дороги, который стал информатором ДНР. Его задержали 14 сентября 2014 г. Бойцы батальона Днепр.

Бойцы, задержанные сепаратистами

ДНР

Бывшие пленные рассказали, что отношение к задержанным сильно зависит от того, кто именно их задерживает. Amnesty International приводит доказательства пыток 110 задержанных бойцов из батальона Донбасс, которые сдались в плен 30 августа 2014 под Красносельском, во время битвы за Иловайск.

А.Б. – бывшего пленного из батальона Донбасс – жестоко избили, когда сепаратисты нашли фото протестов Евромайдан и фото с символикой Правого сектора на его компьютере. Его били четверо мужчин, и когда он терял сознание, его обливали холодной водой и продолжали избиение. В течении двух дней они прострелили ему левую ногу пневматическим пистолетом и сломали ребра и челюсть. Бойца освободили 26 декабря 2014 года.

ЛНР

Amnesty International также получила доказательства серьезных нарушений со стороны батальона Призрак, подразделения, которое работает в Алчевске и подконтрольно так называемой ЛНР.

Один из пленных Призрака — Владимир Крутолевич, 40 лет, боец 3-го отдельного полка спецназначения под руководством Разведуправления Минобороны. Его ранили и захватили в плен около села Луганское, 28 августа 2014 г. После госпиталя его били и пытали на протяжении недели. Ему не давали есть. Бойца выпустили на свободу 21 декабря 2014г.

Еще один пленный – Василий Белен, 21 год, солдат элитного спецподразделения Украинской армии. Его, тяжело раненого в ходе битвы, задержал батальон Призрак около Дебальцево 16 февраля 2015 года. Белена доставили в госпиталь в Алчевске, где ему ампутировали правую руку и достали остатки шрапнели из глаз. За время плена его заставляли давать комментарии Lifenews, в которых он обвинял украинское правительство в своем положении. Белена обменяли 24 февраля 2015 года на тела двоих погибших солдат сепаратистов.

Сепаратисты также жестоко обращались с гражданскими

Оксану Свирид задержали вместе с друзьями на блокпосту рядом с Донецком 26 января 2015 года. В ее телефони нашли фотографии Евромайдана, и группу решили отвезти в Горловку на допрос. Там ее били по лицу и телу, после держали в изоляторе 11 дней. Дальше ее переместили на квартиру вместе с друзьями, которых также били. Через 10 дней ее отпустили и она решила остаться в Донецке, чтобы подождать, когда ее мужа освободят.

Читайте также: Жена задержанного военного ГРУ тоже служит в спецназе, — СБУ

Совсем недавно произошел случай с Василием Козаком из Херсонской области. Он помогал армии ВСУ – доставлял им пищу и одежду. 16 марта 2015 года он потерялся вблизи Марьинки, де его задержали сепаратисты. Его доставили к бывшему зданию СБУ в Докучаевске, где его били по голове резиновой дубинкой до трещины в черепе. Два дня он был привязан к стулу, истекая кровью и с завязанными глазами. Его осовободили 2 апреля 2015 года.

Рекомендуем прочитать

PWS Nordic про образование как ключ к защите от мошенничества в сфере криптовалют

Партнер

Протесты в Колумбийском университете: арест более 100 студентов

OSHU

Управление коммерческой недвижимостью

Партнер