hronika.info
Политика

Сакварелидзе рассказал о том, как «у Петра Алексеевича загорелись глаза»

Сакварелидзе рассказал о том, как «у Петра Алексеевича загорелись глаза»Президент высказал очень четкую позицию, заявил Сакварелидзе.

Самой резонансной новостью текущей недели стало задержание высокопоставленных прокуроров Владимира Шапакина и Александра Корнейца.

Открытие дела на своих «подопечных» инициировал заместитель Генерального прокурора Украины, один из представителей грузинской команды реформаторов — Давид Сакварелидзе. Для того, чтобы провести эту «акцию», ему пришлось выдержать противостояние с «консервативной частью прокуратуры». Тем больше было возмущение замгенпрокурора, когда по решению суда задержанные были освобожены из-под стражи под залог, в несколько раз меньше той суммы, что была изъята у них при обыске.

В интервью Обозревателю Давид Сакварелидзе высказал подозрение, что на суд, выпустивший взяточников, оказывали давление и призвал судей заявить об этом, рассказал, кто из коллег разделяет его стремление реформировать ведомство, а также о том, сколько после реформы останется прокуроров и какая у них будет зарплата. Хроника.инфо публикует выдержки из этого интервью.

Задержание двух высокопоставленных прокуроров, которое вы провели на прошлой неделе, шокировало многих. Раньше в Украине не было «традиции» арестовывать прокуроров. Как вообще готовилось задержание?

Сначала с нами связался заявитель, бизнесмен, которого еще с 2012-го года, извиняюсь за выражение, «прессовала» прокуратура, против него было возбуждено несколько уголовных дел, они открывались-закрывались… Последнее дело было возбуждено теми людьми, которым сейчас предъявлены обвинения. Вот этот человек решил с нами сотрудничать.

К нам подключился Грицак Василий Сергеевич — глава СБУ. Я благодарен ему и всем его ребятам за то, что они упорно и принципиально пошли за нами, несмотря на то, что производилось задержание прокурорских работников высокого ранга, что для СБУ непривычно.

Президент Украины Петр Порошенко был в курcе, мы с ним общались по реформе на прошлой неделе, как раз тогда, когда было зарегистрировано это дело. Я проинформировал, что есть такая ситуация и мы нуждаемся в его поддержке, потому что подобных прецедентов в Украине не было.

У Петра Алексеевича загорелись глаза, и он сказал, что я, прокуроры и следователи, которые ведут это дело, можем рассчитывать на его поддержку.

Мы оперативно начали работу, через суд узаконили все следственные действия и дошли до того результата, о котором вам известно.

Понимаете, прокуроры-коррупционеры настолько обнаглели, что уже в своих рабочих комнатах держали сотни тысяч американских долларов. Ну, пришлось войти в один из кабинетов Главного следственного управления прокуратуры.

Фактически мы замахнулись на «святое», и госохрана растерялась, хотя, в общем-то, ребята действовали по инструкции, они понимают, как надо вести себя получив решение суда. «Альфа» тоже действовала по инструкции, вот и вышли там некоторые неполадки, в которых ни одна сторона не была виновата и которые были оперативно решены.

Генеральный прокурор Виктор Шокин или кто-то из его замов знали о готовящемся задержании?

Генеральный прокурор находится сейчас не в Украине, он уехал как раз в тот день, когда было начато расследование. Дело вел я, как заместитель, курирующий следствие, я имею полномочия реагировать, когда поступает такая информация.

Когда о задержании узнал Виктор Шокин?

В тот же самый день, когда произошло задержание. Я проинформировал исполняющего обязанности генпрокурора Владимира Гузыря, что мы задержали «злочынцев», и он проинформировал Генпрокурора, который был в отъезде.

Говорят, первый зам генпрокурора Владимир Гузырь был категорически против того, что вы делаете и даже отдавал распоряжение возбудить против вас уголовное дело.

Я все-таки человек, соблюдающий субординацию, я работаю в прокуратуре. В детали я углубляться не буду. Да, недовольство со стороны более консервативных работников прокуратуры, конечно, было. Можно сказать, что это выявлялось в каких-то некоординированных действиях..

Вы говорите, что «консервативные силы в прокуратуре» препятствовали проведению операции. Каким способом?

Были определенные трения, но говорить о них уже не стоит, так как инцидент давно забыт. Президент высказал очень четкую позицию, что главная линия, по которой мы сейчас должны идти, — это реформа прокуратуры, в том числе её очищение.

Несколько месяцев назад, когда президент меня пригласил, и я делал для него презентацию системного реформирования прокуратуры, я попросил его поддержать создание службы генеральной инспекции прокуратуры, где будет и следствие, и процессуальное руководство, и внутреннее расследование (так называемая служебная проверка) и антибезопасность, и так далее. Президент тогда поддержал эту идею.

В конце концов универсальную службу создать не удалось, но мне и Виталию Касько дали процессуальное руководство и следствие. Были назначены 7 следователей, и в очень короткий срок с момента их назначения уже были получены определенные результаты: осудили одного межрайонного прокурора и некоторых крупных должностных лиц прокуратуры за взятку. И это только начало, мы разогреваемся, но это сигнал для всех, что мы не шутим. Может, кто-то думает, что грузины здесь для пиара – выступают красиво, интервью журналам дают. Какое-то время я вообще перестал давать интервью, потому что я понимаю, что у украинской общественности были конкретные ожидания, чтобы мы не разговаривали, а действовали.

Мы будем наносить удар в двух направлениях: первый – это системная реформа, и слава Богу, что закон принят; второй – реформа аникоррупционая внутри прокуратуры, которая выразится в очищении, в точечных ударах, в системной замене людей на тех, у кого не возникнет наглости вымогать взятки за крышевание бизнеса и так далее.

А в силовых блоках с кем готовы сотрудничать? С Аваковым, например, готовы?

С Аваковым я близко не знаком, мы вместе не работали. Могу выразить благодарность Василию Сергеевичу Грицаку, он настоящий боевой генерал, который не знает, что такое задний ход. Вчера как раз он арестовал своего же работника за взятку 170 тысяч долларов, что тоже доказывает: не только прокуратуру, но и СБУ, и МВД, и суды надо очищать от коррупции одновременно.

Какую зарплату вы считаете адекватной для прокурора?

Это зависит от региона в том числе. Скажем, в Киеве она может быть выше, чем, к примеру, в Черниговской области, потому что здесь элементарно снять квартиру стоит дороже, чем там. Но отличия эти не могут быть слишком существенными. Если называть конкретные суммы, то минимальная зарплата прокурора не может быть меньше 2-2,5 тысяч в перерасчете на доллары. Зарплата следователя не может быть меньше 1,5-1,8 тыс долл., и это только чтобы выживать.

При том, что средний размер взятки прокурору составляет 100 тыс долл, зарплата в 2 тысячи может им показаться просто смешной.

У кого такая мотивация, для тех существуют другие механизмы отсеивания. 2550 руководителей районных и городских прокуратур и их заместители автоматически попадают под режим реформы прокуратуры – им всем придется проходить новый конкурс, чтобы снова стать работником местной прокуратуры.

Читайте также: Сакварелидзе рассказал, сколько прокуроров покинули ГПУ

Сейчас по всей Украине 638 районных, городских и межрайонных прокуратур. Вместо них создается 178 местных прокуратур, которыми руководят местные прокуроры и их заместители, общее количество которых не превышает 700 работников.

Рекомендуем прочитать

Разоблачение российской сети, «платившей европейским политикам»

OSHU

У Кремля не получается возложить ответственность за теракт на Украину

OSHU

СБ ООН принял резолюцию, призывающую к заморозке конфликта в Газе

OSHU