Поступления в бюджет от приватизации в январе-сентябре составили 126,8 млн грн – это 0,03% всех доходов бюджета и 0,75% от запланированного годового объема, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на газету Сегодня.
17 декабря стало известно, что госбюджет-2016 решено верстать на существующей налоговой базе, возможно, с небольшими ее корректировками. Это означает, что правительству не удалось протолкнуть свой план формирования поступлений в бюджет. Поэтому для удержания дефицита бюджета в границах, которые жестко задал МВФ (около 3,7%), оно будет вынуждено внимательнее присмотреться к неналоговым источникам доходов, в том числе – поступлениям от приватизации госимущества.
Необходимость приватизации
В текущем году поступления из этого источника были близки к нулю (на фоне плановых заданий). Но это не помешает свести бюджет-2015, т. к. гривневые доходы казны существенно выросли из-за девальвации национальной валюты. Правительство и Нацбанк обещают, что подобного обвала гривни в 2016 г. не будет. Сколько планируется получить от приватизации в следующем году, сказать пока нельзя, ведь окончательный проект госбюджета отсутствует. Но летом называлась возможная сумма – 30 млрд грн (это абсолютный рекорд номинальных поступлений в истории Украины).
Однако в подобных разговорах о деньгах часто забывается, что приватизация госимущества – это не его распродажа. Да, поскольку еще недавно в Украине госсобственность была тотальной, государство владеет массой предприятий, которые ему совершенно не нужны для исполнения своих социальных задач, которые больше проедают, чем зарабатывают. И если найдется частник, который захочет купить эти активы на условиях, выставленным государством, то ему их можно уступить хоть за символическую одну гривню.
Но есть и другие активы, которые и сейчас имеют значительную экономическую ценность, а еще большую – в перспективе. Однако нынешнее украинское государство не в состоянии обеспечить реализацию этого потенциала, т. к. у него нет денежного и управленческого ресурсов, необходимых для технического развития этих активов и повышения эффективности управления ими. Все это может дать стратегический инвестор, он же может и заплатить казне существенные суммы за эти активы.
Для того, чтобы заинтересовать такого инвестора, государство должно предложить ему привлекательный товар. Причем привлекательность эта имеет два аспекта, неразрывно связанных между собой: внутренний и внешний. Для повышения внутренней привлекательности актива государство может, например, максимально очистить его от «налипших» коррупционных сбытовых и снабженческих цепочек, судебных исков, долгов.
Если посмотреть на скандалы, которые сейчас раз за разом возникают по поводу Одесского припортового завода (ОПЗ), то легко понять, что мало кому из серьезных инвесторов захочется покупать такой актив. А если уж покупать, то уменьшив цену на сумму, которую придется потратить на расчистку имеющихся авгиевых конюшен. К внутренней привлекательности относится и способ приватизации актива (методика оценки, процедура продажи и ее прозрачность). Велика значимость и приватизационных условий.
Об успехах, которых можно достичь при желании улучшить внутреннюю привлекательность актива, говорить опыт объединения «Укрспирт». Его новая менеджерская команда сообщила, что чистая прибыль до налогообложения по итогам 9 месяцев 2015 г. составила 200 млн грн, против 96 млн грн за тот же период прошлого года. Чистая прибыль на 1 дал продукции достигла 31,2 грн против 11,1 грн в 2014 г. Только за счет новых процедур удалось сэкономить на приобретении сырья около 101 млн грн. Оптимизация финансов позволила к ноябрю полностью рассчитаться с признанными налоговыми долгами и почти полностью – с просроченными долгами.
Внешний аспект привлекательности актива определяется таким емким понятием как инвестиционный климат в стране. Мы не будем сейчас говорить о войне в нашей стране, об экономической ситуации и даже о разгуле коррупции. Ведь даже в схожих условиях есть примеры того, как другие страны получают инвесторов. Удается им это потому, что они реально гарантируют инвестору соблюдение его прав, обеспечивая для этого строгое исполнение условий продажи актива, не препятствуя законному получению дивидендов и обращению с ними и т. п. Очень важно при этом на практике показывать, что если приватизация была законной на момент ее совершения, то по прошествии времени, как бы не изменились политические настроения в стране, о реприватизации говорить нельзя.
Стратегические инвесторы всегда рассчитывают на долгую работу, заблаговременно тщательно оценивают риски, поэтому любая попытка «раскулачивания» в стране ими будет обязательно экстраполирована на предлагаемый им актив. 30 марта 2015 г. министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что выступает против реприватизации в Украине: «Я хотел сказать, что реприватизации не должно быть, потому что слухов очень много ходит», но в стране есть чиновники с иным мнением.
Конечно, не все госпредприятия нуждаются в смене собственника. Глава ФГИ Игорь Билоус для иллюстрации часто приводит пример харьковского «Турбоатома»: там эффективный руководитель, это самое прибыльное предприятие в стране. Оно без долгов – 50-70 млн долларов на счету, прекрасно оснащено, 4,5 тыс. сотрудников, средняя зарплата 7-8 тыс. грн.
Правильные слова о приватизации
8 декабря Айварас Абромавичус обвинил народных депутатов в провале законопроекта 2319а о приватизации государственных предприятий. «Провалили уже в 10-й раз! Дерибан продолжается», – написал он в Twitter. Этот законопроект отменяет требование об обязательной продаже на фондовых биржах 5-10% акций важных объектов до проведения конкурса – эта норма в свое время была введена для того, чтобы можно было определить справедливую цену актива. Но из-за неразвитости украинского фондового рынка, ценой такого пакета легко манипулировать. К тому же, одна акция контрольного пакета в любом случае будет стоить дороже, чем акция из 5-10-процентного пакета, поэтому о справедливой цене говорить не приходится. Наличие же миноритария сразу отпугнет многих потенциальных инвесторов. Законопроект также позволяет ФГИ привлекать к приватизации всех объектов советников. Он предполагает раскрытие информации о всех покупателях акций, а не только тех, которые покупают пакет больше 25% — это повышает прозрачность процесса.
«Любые реприватизационные процессы негативно влияют на восприятие инвесторов, поскольку государство, уже продав один раз тот или иной объект, говорит: «нет, отдавай мне его обратно я буду продавать его заново».
Единственная нормальная ситуация, при которой реприватизация воспринимается инвесторами – если первый инвестор, приобретя какой-то объект, взял на себя те или иные обязательства и не исполнил их».
Максим Либанов, директор департамента анализа, стратегии и развития законодательства Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку
17 декабря глава Игорь Билоус написал на своей странице в Facebook: «Как мы и прогнозировали, скандалы и вмешательства в операционную деятельность предприятия не могут не повлиять на его результативность. В случае ОПЗ они уже привели к разрушительным последствиям. Два дня назад ко мне обратился директор завода с просьбой разрешить остановку одного из агрегатов. В первую очередь, это обусловлено ценой на газ». По расчетам директора, в случае, если поставщиком газа на ОПЗ будет «Нафтогаз Украины», в январе 2016 г. реальные убытки завода составят 61-124 млн грн. Если же завод получит реверсный газ из Европы, то убытки будут меньше: 26-51 млн грн. «Было бы хорошо, чтобы заводу дали спокойно работать, а нам – подготовить его должным образом к выгодной для государства приватизации», – завершил Билоус.
Постановление Кабмина №1033 от 25.11.2015 вводит новую методику оценки государственного имущества. В основу оценки теперь положена рыночная стоимость объекта, а не балансовая отчетность, без анализа рынка, ликвидности и перспектив предприятия. Оценку всего (пакетов акций, объектов строительства и др.) будут проводить независимые оценщики. Все контрольные пакеты акций объектов групп «Г» и ТЭК будут оцениваться по рыночной стоимости с привлечением независимых оценщиков, а стартовую цену будет согласовывать рабочая группа, созданная Кабмином. Она может увеличить стартовую цену, но не сможет ее уменьшить.
«Если говорить о законности уже проведенной приватизации, то поднимать этот вопрос после многих лет работы уже приватизированных предприятий нет смысла. Вопрос надо ставить так: работают ли предприятия после приватизации? Не работают – плохо. Работают – хорошо. Надо исходить из реалий».
Александр Охрименко, кандидат экономических наук, президент Украналитцентра
16 декабря Абромавичус заявил, что стоимость «Центрэнерго» за последние пять лет упала впятеро – до $200 млн, дальнейшее затягивание ее приватизации нецелесообразно. «Никогда правильного момента не будет, стоимость объектов только уменьшается», – добавил он, отвечая на вопрос, не стоит ли подождать с приватизацией до улучшения ситуации в стране.
10 декабря президент Петр Порошенко назвал государственные предприятия «мощным источником коррупции» и призвал Верховную Раду ускорить их приватизацию. «Я говорил и подчеркиваю: наличие большого количества государственных предприятий является фактором, который увеличивает риск коррупции. Подчеркиваю, государство не должно заниматься бизнесом. Оно должно собирать налоги и эффективно управлять бюджетом, обеспечивая наиболее эффективное использование средств налогоплательщиков… Большинство из почти 1800 работающих госпредприятий вследствие неэффективного менеджмента приносят государству исключительно убытки. Они лишены возможности получения инвестиций, кредитов, лишены возможности модернизировать основные средства, а это значит, что они неконкурентоспособны и должны перестать быть гирями на ногах государства, налогоплательщиков».
«Настало время пересмотреть старые правила игры, когда все, что относилось к инфраструктуре, использовалось просто по принципу «выжимания» остаточного ресурса и теперь нуждается в инвестициях».
Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «НОМОС»
«Государство – неэффективный управленец, поэтому приватизация является единственно возможной судьбой практически всех государственных активов в АПК. Любая другая схема существования госпредприятий – рассадник коррупции, и это должен понимать каждый, – заявил 20 ноября министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко. – Данные активы нужно передать в рыночные условия, чтобы они доказали свое право на дальнейшее существование». Минагрополитики завершило подготовку к передаче на приватизацию 30 предприятий, восемь из которых уже переданы Фонду госимущества.
Ближайшие шаги
Приказом главы ФГИ №1345 от 14 сентября был утвержден список объектов для приватизации (более свежего документа по этому вопросу нет).
На октябрь фонд планировал конкурсную продажу 50% акций «Укрнафтопродукта», 25% Днепровского машиностроительного завода и 96,129% Тернопольского радиозавода «Орион».
В ноябре должна была состояться продажа на конкурсе с элементами аукциона четырех облэнерго: 70% акций «Николаевоблэнерго», 70,009% «Хмельницкоблэнерго», 65,001% «Харьковоблэнерго» и 50,999% «Тернопольоблэнерго».
На ноябрь планировалась конкурсная продажа 99% Днепродзержинской ТЭЦ, 50% Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института атомного и энергетического машиностроения, 95% «Днепрометробуда» и 50% машиностроительного объединения «Орион».
На декабрь намечалась приватизация 94,567% ОПЗ и 68,29% «Центрэнерго». Но фонд уточнял, что приватизация энергообъектов и ОПЗ состоится в случае принятия Кабмином решения об условиях продажи (этого пока нет).
Помимо этого, на конкурс в декабре также планировалось выставить 94,995% «Сумыхимпрома», 55,248% «Запорожьеоблэнерго», 91,596% «Акционерной компании «Свема», 94,99% Одесской ТЭЦ и 94,833% Херсонской ТЭЦ.
Также на декабрь была запланирована продажа по 95% Ивано-Франковского локомотиворемонтного завода и Николаевской ТЭЦ, а также 51% «Спектр-Смела» и 100% завода «Красный Луч».
Сроки приватизации всех этих объектов были сорваны, но продавать их будут.
В конце ноября на пресс-конференции Айварас Абромавичус сказал, что рассчитывает на продажу ОПЗ в марте 2016 г. в случае, если Рада таки примет законопроект 2319а о внесении изменений в приватизационный процесс. Также он считает, что денежная составляющая приватизации в данном случае не является решающей. «На этом этапе важна не денежная составляющая, а профессиональная продажа, чтобы привлечь западные инвестиции с новыми технологиями, создать новые рабочие места».
Читайте также: Минфин предлагает отменить упрощенную систему для юрлиц
Тогда же председатель ФГИУ Игорь Билоус сообщил, что после продажи ОПЗ фонд планирует продать государственные пакеты акций шести облэнерго, затем пакет акций «Центрэнерго» и четырех ТЭЦ. «Эти объекты определены как приоритет». МВФ требует от украинских властей, чтобы эти объекты были проданы до конца июня 2016 г.