На данный момент Кабмин занимается определением списка оффшоров, а депутаты намереваются в Налоговом кодексе описать критерии, благодаря которым правительство будет формировать перечень оффшорных предприятий. Из насчитывается три: уровень налогообложения равен нулю; доступ к налоговой информации ограниченный; и особенные льготы или режимы для нерезидентов. Если же хоть один из этих критериев совпадает, то это является основанием для попадания в перечень оффшоров. Но то, что Кипр в деле налогообложения обладает статусом оффшора, закрепляют на законодательном уровне.
Павел Петренко, который является одним из авторов нового законопроекта, рассказал, что Кабинет Министров в данный момент определяет в ручном режиме оффшорные территории. Поэтому существует субъективный фактор в их определении, и автор законопроекта стремиться убрать этот субъективизм. Если же государство будет менять налоговое законодательство, оно сразу же будет попадать в этот перечень. Такие критерии совпадают со требованиями Организации экономического сотрудничества и развития, а именно на них все европейские страны ориентируются.
Специалисты же заявляют, что критерии очень нечеткие, поэтому оффшором можно признать даже Соединенные Штаты.
Андрей Сидоренко, специалист в юридических делах отметил, что стоит прописать в законопроекте четкие критерии, а сразу же признавать Кипр, который Организацией экономического развития и сотрудничества был исключен из перечня, оффшором – необоснованно. Помимо этого, ограниченный доступ к различной налоговой информации есть во многих государствах, так же, как и льготные режимы.
В соседней России введен особенный режим для сферы высоких технологий, в Штатах тоже существуют специальные режимы. И это не дает основания признавать их оффшорами.
Читайте также: Новый законопроект о занятости населения: оценки экспертов неутешительны
Еще один юрист, Олег Загнитко, согласен со своим коллегой и называет критерии законопроекта очень размытыми, так как сложно определить и назвать государства, где нет режимов для заграничных инвесторов или льгот. А нулевого режима почти нигде нет, зато некоторые операции и в нашей стране облагаются нулевой ставкой. Это же можно сказать и о доступе к налоговой информации: необходимо соглашение между правительствами, так как такой доступ сильно граничит с вторжением в частную жизнь.