Бернд Нойман, министр, уполномоченный правительства Германии по вопросам культуры, выступая на церемонии, подчеркнул, что мемориал этот должен служить напоминанием о самых страшных преступлениях нацизма, стать символом борьбы с нравственной слепотой и бессердечностью — за сочувствие и уважение к человеческой жизни.
На фоне этого события особенно ярко проявилась проблема легализации эвтаназии в современном мире – и как проблема моральности (ведь, по существу, один человек отнимает у другого жизнь, хоть и по согласию последнего), и как проблема правовая (ведь человек, отнимающий жизнь, должен нести за это ответственность), и как предмет дискуссий в разделе «новости медицины», ведь у «благой смерти», «убийства узаконенного», есть как сторонники, так и противники.
Многие жители Германии правовой ситуацией с эвтаназией, существующей в настоящее время, не удовлетворены. К такому выводу можно прийти, проанализировав социологические опросы: половина фактически опрошенных (49% респондентов) ничего не имеют против того, чтобы подобного рода услуги оказывались больным при желании перейти в мир иной по собственной воле. 41% отвергают такую модель расставания с жизнью, да еще платную, если ее будут проводить коммерческие фирмы.
Однако немецкие врачи уже давно оказывают пассивную помощь своим пациентам, доказывая ее гуманность, как сообщают СМИ в разделе «новости медицины». Врачебная палата провела опрос и по его результатам, считают допустимым в крайнем случае медицинское сопровождение самоубийства примерно четверть немецких врачей, а треть — уже сталкивались с просьбами пациентов подобного рода и в некоторых случаях, очевидно, помогали, не афишируя свои действия.
С точки зрения Антона Вольфарта — активиста Немецкого общества за гуманную смерть — должен иметь право каждый человек ближнему помочь с жизнью расстаться при сложных обстоятельствах со здоровьем. «И особенно непонятно, почему это должно быть врачу запрещено. Ведь он располагает необходимыми знаниями и средствами, чтобы обеспечить уход из жизни больного человека — достойный и добровольный».
Закон голландский, информируют новости медицины, разрешает уходить добровольно из жизни и несовершеннолетним (16-18 лет) – «завещание пациента» или просьба родителей. Родители также могут попросить врача прекратить квалифицированно страдания своих детей — возраст от 12 до 15 лет. Аналогичные правила — либеральные — действуют в Бельгии и Люксембурге.
А вот на противоположном полюсе — Польша. В этой стране католицизма всякая помощь в добровольном уходе из жизни – то ли активная, то ли пассивная — запрещена. Даже нельзя, как это практикуется нередко в Германии, отключать от приборов жизнеобеспечения безнадежного коматозного пациента.
В большинстве других стран Европы, информируют новости медицины, активная эвтаназия не допускается, но терпимо относятся к пассивной, позволяя облегчить переход в мир иной смертельно больным пациентам. Дискуссии, подобные немецкой, идут во Франции и в Испании. В Нидерландах с 1 марта 2012 года начали действовать амбулаторные команды, специалисты которых будут в домашних условиях проводить процедуру эвтаназии.
Эвтаназия разрешена в Швейцарии, трех штатах США (Вашингтон, Орегон и Монтана), законопроект о легализации эвтаназии рассматривается парламентом Шотландии. В Австралии пассивная форма эвтаназии разрешена, когда смертельно больные отказываться от лечения. В России эвтаназия – как активная, так и пассивная — преступление, процедура рассматривается как умышленное убийство.
Эксперты, учитывая в вопросе легализации эвтаназии мнение общественности, все же подчеркивают, что это больше вопрос не для широкой общественной дискуссии, а для дискуссии профессионалов, которые должны четко изложить все моменты процедуры, выписать четкие условия для принятия необходимых законов. Многие нюансы надо прописать именно на законодательном уровне, чтобы не было перегибов и злоупотреблений.
В Украине, как и в большинстве стран мира, информируют новости медицины, эвтаназия запрещена, о чем говорится в ст.52 «Основ законодательства Украины об охране здоровья». Но эксперты и психиатры все же допускают возможность легализации эвтаназии, ведь в определенных случаях просто необходимо, чтобы человек ушел из жизни достойно и без мучений.
Кстати, в Украине вопрос о возможности легализации эвтаназии уже возникал, но после бурного протеста духовенства, законопроект сняли с рассмотрения. Церковь и сегодня остается основным противником эвтаназии, по-прежнему приравнивает ее к убийству. Ведь с точки зрения верующих, жизнь человека принадлежат не ему самому, а богу: значит, и не человеку решать — жить или умереть.
В конечном итоге, даже если законодательно будет дан «зеленый свет» эвтаназии, акцент стоять должен на том, что никто не лишает человека права выбора. Ведь закон легализации эвтаназии может быть только разрешающим, а не обязывающим.