Украинцам пришлось пройти через кровь позже, чем другим.
Однажды у одного политолога и философа я прочитал весьма интересную мысль, что каждая страна из числа распавшегося СССР по-разному обретала свою независимость. Но была одна примета, которая объединяла все эти страны – эта кровь. Нет ни одной страны из числа бывшего СССР, которая, обретая свою независимость, не прошла через страшные войны. Иногда все было коротко, как например, в Прибалтике. Десяток или сотня жертв и страна навсегда избавлялась от СССР. А был опыт в Средней Азии, где трагедии самоопределения, ощущение себя как государства, длились годами, чуть ли не десятилетиями.
Однако было одно исключение — это Украина. СССР распался и как-то странно Украина пошла по дороге независимости. Однако только теперь начинаешь задавать себе вопрос. А была ли это независимость в том плане, о которой мы привыкли о ней говорить? Что такое независимость в ее полном истинном значении? Это когда лично ты определяешь все, что тебя окружает — хозяйственную деятельность, идеологию, степень свободы СМИ, ну и конечно, внешнюю политику.
Оказалось, что правила, о которых мы говорим, это чуть ли не закон. По этой причине истинная независимость обретается только кровью. Непонятно, кто это написал или придумал, но это факт.
Сегодня начинаешь понимать, что Украина не была независимой в те первые года. Флаг и Президент у страны были, но не было самого главного — возможности самому определять свой путь. Украина всем была связана с Россией. Сразу замечу, что ничего плохого в этом не было. У стран практически было общее хозяйство, общие пути сообщения, лукавое понимание, что общий путь развития он хоть и нов, но по сути все тот же — коррупция, неторопливый распил своих стран.
Наверное, так бы Украина и шагала вперед по пути непонятного развития, если бы к власти не пришел Владимир Путин. Вот тут то все и завертелось. Путинская вертикаль, как известно, всеобщая. Планы Путина восстановить империю, не Советский Союз, а империю, мощное государство под названием Россия, но с зонами так называемых «собственных интересов». Это распространялась на подвластную Москве территорию, куда она относила и Украину.
Украина удобная, теплая, хлебная и близкая. Все эти прекрасные слова после прихода Путина сыграли против самой Украины. Роль Украины при Путине можно сравнить с давно известной историей, когда Хрущев на дачных вечеринках сталинского бюро по требованию Сталина танцевал гопак. Хрущев, ближайший соратник Сталина, но когда дело доходило до пьянки, то танцевал гопак для всеобщего развлечения и на всеобщее посмешище.
Тоже самое произошло и со всей страной Украиной. Как только произошел Майдан и граждане изъявили о желании идти в Европу, выяснилось, что Украина танцует уже другой танец. Путин требовал привычный гопак, а Украина отказывалась танцевать заказанное ему на потеху.
И здесь-то стало понятно, что вот она узловая точка, которая и привела к трагедии. Не танцуешь гопак — тогда останешься без штанов, — решил Путин и сделал то, что сделал. Крыма нет, судьба Донбасса весьма проблематична. Оказалось, что в самой близкой стране, где солдаты во время Второй Мировой войны воевали бок о бок, теперь живут фашисты и бандеровцы.
Однако зададимся простыми вопросами. Случилась ли в Украине трагедия? Да, случилась. Случилась бы эта трагедия, если бы не было Путина? Думаю, вряд ли. При более мягком лидере России, не случилась бы и у власти все так же был бы Янукович или подобный ему. Все так же страны дружили бы и пили бы на кремлевских концертах украинские песни. Было бы какое-то общее хозяйство, ездили бы друг к другу в гости, но Украина была бы не более, чем гопаком на вечеринках России.
Однако, что случилось — то случилось. Можно во многом обвинять Путина. В том, что он подло напал на Украину, что он виновен чуть ли не в десяти тысячах жертв с украинской стороны. Во всяком случае так указывают украинские источники. В том, что до своей смерти не отдаст Крым, издевался, издевается и будет издеваться, держа в своих руках Донбасс. Однако нельзя не признать, что именно Путин, его подлость и его обман, нож в спину, подобен неожиданному заболеванию, которое охватывает человека, но в которого начинает работать иммунная система.
Судите сами: в Украине не было армии, а теперь появилась и многие говорят, что армия весьма достойная. Промышленности не было, теперь она появилась. Газ жгли, как могли, лампочки в домах светились даже днем — теперь все экономят.
Но это все ерунда. Самое главное — появилось гражданское общество, оно высказалось в пользу движения в Европу. Оно осознало, что именно этот путь — это путь к процветанию. «Будем с лучшими» — так решили украинцы.
На фоне санкций и ограничений всего российского, неожиданно проснулся интерес к своему собственному: собственной промышленности, истории, искусству. Короче говоря, украинцы вдруг спросили себя — так нация мы или приложение? Ответ был однозначным.
Можно сказать, что в Украине получилась отложенная независимость. Ей пришлось пройти через кровь позже, чем другим. Но по всей видимости закон, о котом мы говорим — независимость только через кровь, это какой-то общий закон, когда общество осознает: именно я решаю свои проблемы и никто другой. Именно я иду в сторону, в которую хочу идти.
Парадоксальный факт, но во многих европейских городах стоят памятники чужим тиранам. Когда-то были кровавые войны, тысячи жертв, но где-то в городе стоит памятник чужому негодяю, который помог нации обрести себя.
Не знаю, будет ли стоять когда-то в Украине памятник Путину, какого он будет вида, размера и с каким выражением будет стоять тот невзрачный человек, который принес Украине столько несчастий. Но среди всех несчастий, и в этом нет сомнений, Путин принес Украине одно самое главное благо, за которое его никто не поблагодарит. Он смог, сам того не желая, заставить Украину взглянуть на саму себя и ответить — «я – самостоятельное государство и я решаю свои проблемы без всякого старшего брата».
В этом смысле отдадим должное Путину, даже если он будет сидеть или его осудит Гаагский трибунал.