Вчера утром первая группа российских бомбардировщиков Су-34 вылетела с авиабазы Хмеймим в Сирии в пункты постоянной дислокации в РФ. Так начался внезапный вывод части российского военного контингента из Сирии, о чем президент РФ Владимир Путин заявил в понедельник вечером уже после подписания соответствующего приказа министром обороны Сергеем Шойгу. Но пункты базирования россиян на море в Тартусе и на аэродроме Хмеймим продолжат находиться под контролем российских военных, также там останется часть бомбардировщиков. Останутся здесь и зенитно-ракетные комплексы С-400, о возврате которых на родину никто не говорит, информирует интернет-издание Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
Путин объяснил внезапный вывод основных своих сил из Сирии тем, что задача за границей выполнена: «Считаю, что задачи, поставленные перед минобороны, в целом выполнены. Поэтому приказываю с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской Республики». Как мы помним, для общественности задачей называлась борьба с террористическими группировками, в частности «Исламским государством» (ИГ). Но эта группировка продолжает действовать в Сирии и, например, 8 марта обстреляла пограничный турецкий город Килис. А по данным британского издания Financial Times, ИГ продолжает успешно торговать нефтью и нынче предлагает торговцам лицензию на покупку до 1000 баррелей за раз на привлекательном месторождении Аль-Омар.
Но если исходить из того, что Пентагон и НАТО считали главной мишенью российских военных вооруженную сирийскую оппозицию, то отзыв части истребителей вполне понятен — согласно мирной договоренности между Москвой и Вашингтоном с 27 февраля в Сирии можно наносить удары только по позициям террористов, признанных таковыми ООН. В таком случае делать Су-34, Су-24, 12 штурмовикам Су-25 и 12 истребителям-бомбардировщикам Су-30 в Сирии в полном составе нечего.
По мнению американского разведывательно-аналитического агентства Stratfor, Россия в целом добилась тех целей, которые ставила в начале кампании 30 сентября: позиции сирийского правительства упрочились, Асад остался фактором в любых переговорах по разрешению конфликта в Сирии, а Москва продемонстрировала всеми миру усилившиеся боевые возможности своей армии. Стоит отметить, что неожиданное заявление Путина совпало с началом нового раунда мирных переговоров по Сирии в Женеве, а также с ожидающимся визитом в Москву короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза. Монарха ждут в Кремле с начала недели, но он не летит. С Эр-Риядом Москва очень хочет договориться о замораживании добычи нефти для повышения цены, о заключении контрактов на закупку оружия в РФ на миллиарды долларов, а также хочет попытаться убедить саудитов не начинать наземную операцию в Сирии. «Путин сумел в очередной раз наделать много шума и привлечь к себе внимание мировой общественности. За этим может стоять ряд ключевых моментов. Как понимание, что военным путем сирийский кризис не решить (Запад к этому пришел уже давно, потеряв на Ближнем Востоке много сил и средств), так и заискивание перед королем Саудовской Аравии, — отметил «Сегодня» редактор портала «Украина по-арабски» Мохаммад Фараджаллах. — Путин очень хочет, чтобы визит Салмана бен Абдель Азиза состоялся, чтобы упрочить свои позиции в этом регионе. До отвода войск РФ из Сирии этому визиту мешал тот факт, что в результате российских бомбардировок в феврале погиб главный союзник Эр-Рияда в Сирии в борьбе с Асадом — командир «Ахрар аш-Шам». Теперь Путин показал, что готов на дипломатическое урегулирование сирийского кризиса».
По мнению сотрудника британского Королевского объединенного института оборонных исследований RUSI Игоря Сутягина, высказанному Би-би-си, страдающая от санкций Москва шантажирует Запад: «Первая моя реакция — это то, что кончились деньги. Вторая, а она связана с первой, — это может быть попыткой шантажа. План может состоять в том, что мы сейчас уйдем, все осознают, как было хорошо с нами, как плохо без нас, приползут к нам, будут упрашивать, но мы потребуем уже высокую цену». Например, может зайти речь о санкциях. А российский политолог Андрей Окара отметил «Сегодня»: «Контингент российских самолетов в Сирии небольшой, и не думаю, что тут возобладала экономика. Судя по всему, война разгорается, и возможно, террористы получили на вооружение установки, способные сбивать Су. Сбитые боевиками, а не в виде «удара в спину», бомбардировщики для россиян будут означать начало второй афганской войны. И это будет сложно объяснить обществу».
Таки или иначе по мнению экспертов, этот ход Москвы может отразиться на ситуации в Украине. Председатель комитета Сената США по вооруженным силам республиканец Джон Маккейн заявил радиостанции «Голос Америки»: «Россия переориентирует свои ресурсы и внимание на другие регионы, и я боюсь, что в Украине снова приходит кровавая весна».
Человеческие и экономические потери
Согласно данным Минобороны РФ, с начала операции в Сирии было совершено 9000 вылетов, уничтожено более 2000 боевиков, 209 объектов нефтедобычи. Каждый день операции стоил, по минимальным подсчетам экспертов, $2,5—4 млн, т. е. из российского бюджета на войну в Сирии было потрачено — $400—640 млн.
Читайте также: Очередная группа самолетов РФ покинула Сирию
Официальных данных о потерях РФ нет. Но, например, 14 марта сирийский блогер сообщил, что в боях в Акраде был убит полковник и 6 русских солдат. В сентябре сообщалось, что 103 российских военных погибли в сирийской провинции Ракка. По данным Анкары, в этой кампании РФ потеряла более 40 единиц бронетехники и военных грузовиков, 12 танков Т-72, три боевых вертолета Ка-52, два транспортных Ил-76, Ми-8 и Су-24. По данным турецкого информагентства Anadolu, в результате бомбардировок РФ погибли 2000 мирных жителей.