За годы правления президента РФ Владимира Путина в России были последовательно восстановлены элементы советской имперской модели.
Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
На этой модели был построен и сам режим Путина. Об этом говорится в аналитическом докладе Центра исследований проблем Российской Федерации Национального института стратегических исследований. Однако, дееспособность такого механизма была достигнута в гораздо меньшей по масштабам системе, нежели СССР, отмечают эксперты.
Более того, у российской модели практически нет внутренних резервов стабильности, поэтому сохранять свою жизнеспособность она может только в благоприятной внешней среде.
Суть режима Путина – реставрация атрибутов СССР
«Россия Путина – это тот же Советский Союз, только такой, который использует все свои ресурсы для меньшего государственного строения и для поддержания меньшего числа функций. Такая редукция нужд позволила восстановить жизнедеятельность механизма, что и обусловило эффект «успешного Путина», – считают авторы доклада.
Модель, сформированная за годы правления Путина, объединила в себе вертикальную административную систему, гипертрофированную роль силовых структур и общую милитаризацию общества, сырьевую ренту как основной источник доходов, патерналистический социум, информационно обеспеченную и идеологически обоснованную самоизоляцию.
В силу того, что сутью путинского проекта является реставрация атрибутов СССР, он должен включать в себя возвращение контроля над постсоветским пространством, восстановление статуса сверхгосударства и главного антагониста Запада и монополизм власти внутри России.
Однако, для самой российской государственности эти атрибуты являются разрушительными, поскольку они нивелируют эффект от «уменьшенного СССР» и лишают его шансов на обновление и развитие, считают исследователи.
Впрочем, нынешняя проблема России заключается в ограниченном ресурсе. Так, того, что достался «в наследство», не хватит на функционирование «целого СССР», на реальное противостояние с США и НАТО, на поддержание российского присутствия в ключевых регионах мира и на другие задачи, в том числе и идеологические. А новый ресурс России создать не удалось.
Более того, ресурса, которым сейчас обладает РФ, скоро может не хватать даже для нормального функционирования страны. Руководство страны эту перспективу понимает, но пытается избежать повторения краха СССР при помощи демонстративной конфронтации и политики «закручивания гаек». Так, российская власть занимается провоцированием кризисов и созданием зон нестабильности, а внутри страны – усилением круговой поруки, выстраиванием жестких вертикалей власти и монополизацией ресурсов.
Возвращение к советским моделям социального поведения, идеологических клише, информационной закрытости и государственному патернализму в России является предметом общественного консенсуса и не оставляет в нынешних условиях шансов либеральной оппозиции и предлагаемым ею ценностям и культурному содержанию.
«Режим Путина реализовывает альтернативный сценарий эволюции советской системы, целью которой является предотвращение ее распада. Дополнительной мотивацией для российского общества поддержать такой сценарий является социальная усталость и негативная реакция на опыт либерализации, – считают авторы доклада, – Возвращение к советским моделям социального поведения, идеологических клише, информационной закрытости и государственному патернализму в России является предметом общественного консенсуса и не оставляет в нынешних условиях шансов либеральной оппозиции и предлагаемым ею ценностям и культурному содержанию».
Слабым местом проекта Путина остается несбалансированная экономическая модель, уязвимая относительно конъюнктуры внешних рынков, архаическая организация общества и изоляционистское коллективное сознание россиян, которые сейчас защищает режим от внутренних угроз, но в перспективе грозит ему моральным и культурным банкротством.
«Соперничество с Западом и реинтеграция постсоветского пространства в значительной степени являются декларативными, символическими элементами политики РФ, которые должны обеспечить убедительность проекта имперского реванша, но на самом деле не соответствуют ни возможностям, ни реальным потребностям режима Путина. Его несовместимость с доминированием Запада в мировой политике очевидна, но возможные потери России от разрушения всей системы балансов и принципов миропорядка, сложившихся в сегодня, превышают любой ожидаемый «геополитический выигрыш», – отмечается в докладе.
Политика Кремля может перейти в форму имитации
Внешнеполитический демарш и внутриполитическая мобилизация России были проведены на пике ресурсных возможностей режима Путина и в наиболее благоприятный период развертывания глобального кризиса и максимального ослабления контрагентов. Однако, реальность показала неготовность Кремля проводить заявленную политику имперского реванша и высокую вероятность ее сворачивания или перехода в имитационную форму, отмечают исследователи.
В сфере политических деклараций и имитаций Россия пытается симметрично отвечать инициативам передовых стран. Подражание западным идеям приводит к декларативному формированию «общего экономического и безопасностного пространства», что на самом деле выступает прикрытием имперского реванша на постсоветском пространстве и попыткой воздействовать на политику стран Европы.
Так, созданный Россией Евразийский экономический союз как альтернатива ЕС и Организация договора коллективной безопасности как альтернатива НАТО выполняют функцию утверждения интересов РФ. По мнению авторов исследования, они были созданы для легитимации российского экономического и безопасностного контроля ее членов и для увеличения собственного веса при взаимодействии с геополитическими партнерами на Востоке и Западе.
Однако, поскольку Россия не могла и не может предложить конкурентные европейским проекты для соседей и партнеров, членство в интеграционных российских структурах сохраняют лишь те государства, которые не имеют возможности проводить независимую от Москвы внешнюю и экономическую политику, считают авторы доклада.
Последствия действий Кремля
Как отмечают исследователи, в отдаленной перспективе реальные последствия нынешних действий Кремля становятся все более заметными. Речь идет о вытеснении РФ из рынков нефти и газа, уменьшение доходов в бюджет, углубление структурных диспропорций в экономике России, формирование недружественных коалиций, рост геополитической зависимости России от партнеров (Китай, Турция, Иран), разрыв в благосостоянии элиты и масс, дискредитация идеи «русского мира», радикализация мусульманских сообществ и т.д.
Возможности руководства РФ противостоять этому сводятся к двум сценариям – продолжение агрессивной линии во внешней политике, шантаж и давление на партнеров, новые провокации и нарушение норм и соглашений; самоизоляция режима в оборонной позиции. Оба эти сценария предусматривают жесткую модель внутренней политики Кремля, в которой методы запугивания будут использоваться чаще, нежели методы поощрения.
По мнению авторов исследования, сейчас следует ожидать определенной стабилизации внешней политики РФ и ее поворота в сторону «миролюбивости», задекларированной Путиным на итоговой пресс-конференции в 2016 году.
Кремль постарается максимально сохранить созданные рычаги управления кризисом – марионеточные режимы «ЛНР» / «ДНР» на границе с Украиной и влияние на внутриполитическую ситуацию в соседней стране, военное присутствие в Сирии. Возможно расширение военного присутствия РФ в мире. В частности, наиболее вероятными направлениями такой экспансии являются ресурсно богатые и стратегически важные регионы: Ближний Восток и Северная Африка, а также Арктика.
«При этом Кремль постарается максимально сохранить созданные рычаги управления кризисом – марионеточные режимы «ЛНР» / «ДНР» на границе с Украиной и влияние на внутриполитическую ситуацию в соседней стране, военное присутствие в Сирии. Возможно расширение военного присутствия РФ в мире. В частности, наиболее вероятными направлениями такой экспансии являются ресурсно богатые и стратегически важные регионы: Ближний Восток и Северная Африка, а также Арктика, – говорится в докладе, – В самой России 2017 год ознаменуется прежде всего подготовкой к президентским выборам, которые должны стать актом легитимации Путина уже не только как президента РФ, а как признанного лидера нации, чьи полномочия и статус выходят за рамки официальных должностей».
В самой России 2017 год ознаменуется прежде всего подготовкой к президентским выборам, которые должны стать актом легитимации Путина уже не только как президента РФ, а как признанного лидера нации, чьи полномочия и статус выходят за рамки официальных должностей.
Впрочем, как отмечают исследователи, в случае переизбрания Путина, он и его команда сохранят монополию на власть, оправдывая это необходимостью противостоять угрозам «нестабильного и угрожающего внешнего мира» и не допустить внутренней дестабилизации. Кроме того, возрастет изоляционизм российского общества, в котором будет культивироваться вождизм.
При этих условиях в России возрастают угрозы внутренней дестабилизации режима и потери им общественной легитимности. Факторами риска является конфликтность российской элиты, этническая и конфессиональная неоднородность страны, сокращение ресурсной базы основных групп выгодополучателей действующей политики, критическая зависимость многих социальных групп от финансирования их жизненных нужд из государственного, регионального или местного бюджетов.
По мнению авторов доклада, это приведет к тому, что в случае появления признаков кризиса, коллапс социальной и управленческой системы России может быть быстрым и масштабным.
Спровоцировать кризис может отход от власти Путина или, наоборот, его пожизненный статус, конфликт внутри элит, например, силовики и РПЦ против «чеченцев», появление сильной политической альтернативы в виде российских националистов, эскалация конфликтов на территории РФ или на ее границах, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, внешнеполитическое или военное поражение (или изоляция), и т.д.
Читайте также: Блин комом: пьяный россиянин устроил драку в самолете
Так, как отмечают исследователи, у российской модели практически нет внутренних резервов стабильности, поэтому сохранять свою жизнеспособность она может только в благоприятной внешней среде.