hronika.info
Фоторепортажи

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

Черно-белые работы талантливого фотографа.

Палермо, Италия. Они навязчивы, трагичны и щемяще поэтичны. Эти фотографии складываются в неповторимый и живописный гобелен недавней сицилийской истории – её людей, её нищеты, фольклора и, прежде всего, многолетнего вынужденного противостояния с мафией или Коза Нострой, передает Хроника.инфо со ссылкой на novosti-n.org.

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

82-летняя Летиция Батталья в своей квартире в Палермо, Италия. Фото: Джанни Чиприано для «The New York Times».

Что не дало затеряться этим чёрно-белым фотографиям и привело их с первых страниц палермской газеты L\’Ora в залы множества музеев, так это то, что их сделала Летиция Батталья, сицилийская женщина, – что само по себе замечательно – во время одного из самых кровавых преступлений в недавней истории Италии.

Их мощь в их непосредственности. Пока соперничающие кланы итальянской мафии вели жестокую и безжалостную борьбу за контроль над островом, начавшуюся в конце 1970-х годов, Батталья была неустрашимым наблюдателем, не желавшим отводить взгляд.

«Иногда я смотрю на свои фотографии и говорю: “Я там была”. Трёх человек убили. Смотрю на них и думаю: “Какой ужас, трое убитых”», – сказала Батталья недавно утром, сидя в своей квартире в центре Палермо. Среди нескольких широкоформатных отпечатков стоит фотография тройного убийства. Она расположилась на диване в ожидании отправки на выставку. «Я не могу считать это приемлемым», – добавила она с искренней печалью в голосе.

В годы, когда слово «мафия» публично произносили только шёпотом, Батталья, которой теперь 82 года, вела хронику жестокой деятельности Коза Ностры, чтобы о ней узнали все. В 1979 году она смело снимала крупноформатные фотографии жертв мафии на главной площади Корлеоне, территории, подконтрольной самому известному и беспощадному мафиозному клану Сицилии. О возможных последствиях она знала.

«Я занималась вещественными доказательствами против мафии в Палермо, на улицах, в Корлеоне. Я боялась, – признаётся она. – Ну вот, я говорю об этом, мне было страшно. Это правда».

Но страх её не остановил. Ни угрозы, которые она получала по телефону, ни плевки, когда она шла по улицам, ни разбитые камеры. Однажды Батталья получила анонимное машинописное письмо, в котором ей советовали покинуть Палермо навсегда, «потому что приговор уже вынесен».

«Тогда мне предложили охрану для безопасности, но я отказалась, потому что потеряла бы свободу. Это было слишком важно. Я чувствовала, что должна продолжать, что не должна бояться… В конце концов всё получилось, ведь они меня не убили», – как ни в чём не бывало говорит фотограф.

Сегодня эти фотографии стали частью культурного наследия Италии. Они вышли за рамки своего журналистского происхождения, чтобы появиться на музейных выставках и в роскошных художественных книгах. Они ценны и с исторической точки зрения, и как глубоко трогательный или даже откровенно шокирующий материал. Всё это – фрагменты сицилийской жизни, запечатлённые проницательным наблюдателем.

«История Летиции – это история нашей страны, сохранённая в сильных фотографиях, заряженных напряжением, наполненных болью и поэтичностью», – сказала Маргерита Гуччионе, недавно курировавшая крупную выставку фотографий Баттальи в Национальном музее искусств XXI века (MAXXI) с Бартоломео Пьетромарчи и Паоло Фальконе. Изображения отбирали в личных архивах Баттальи из 600 000 фотографий.

Пауло фон Вакано, чьё римское издательство выпустило две огромные книги об «одном из величайших уличных фотографов всех времён», называет Батталью «героиней нашего времени».

«Я никогда не думала о себе как о художнице, и всё ещё удивляюсь, когда захожу в музей и вижу там свои работы», – сказала Батталья.

«Когда я снимала эти фотографии, никто не говорил мне “браво“, никто», – рассказывает фотограф. Она просто выполняла свою работу, и это было не малым достижением для сицилийской женщины, работающей в преимущественно мужском мире.

«Летиция была женщиной, которая нарушила табу и фотографировала мафию в самые кровавые годы в её истории. Это делает её фигурой, выходящей за рамки определения фотограф», – сказал Фальконе, её близкий соратник, курировавший в прошлом году крупную ретроспективу работ Баттальи «Антология» в городе Палермо. «Её фотографии были актом осуждения. Она была фотографом, но ещё больше – активистом».

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

Портрет Летиции Баттальи. Фото: Shobha.

Баттальи было чуть меньше 40, когда в 1974 году, она начала фотографировать для левой ежедневной газеты L’Ora в Палермо. Но она не планировала становиться фотографом.

Выйдя замуж в 16 лет, к середине собственных 20-х она стала мамой трёх дочерей, а после 10 лет брака ушла от мужа, переехав в Милан. Она работала журналистом, когда редакторы начали просить о фотографиях для иллюстрации её материалов. Батталья училась, глядя на мастеров, которыми восхищалась. Это были Мэри Эллен Марк, Йозеф Куделка и Диана Арбус.

Возвратившись в Палермо, Батталья оказалась на передовой так называемой «второй мафиозной войны», которая началась в конце 1970-х годов, спадала и тянулась в течение десятилетия, вызванная вторжением бандитов из Корлеоне. В этот период на улицах были убиты сотни мафиози, а также прокуроры, политики и сотрудники правоохранительных органов. В течение многих лет люди покупали L’Ora, чтобы узнать, кого убили накануне.

Батталья и её тогдашний партнёр по жизни и по фотосъёмке Франко Зекчин часто первыми прибывали на место происшествия, так как у них был незаконный полицейский сканер, в чём призналась Батталья. «Мы всегда были наготове, вымыты и чисты – ночью, днём, всегда готовые примчаться», – вспоминает она.

«Теперь у вас есть книги и музейные выставки, – добавляет Летиция, – но жизнь провинциального фотожурналиста была действительно изнурительной».

Увидев, как мафия уничтожает её остров, она стала открытой сторонницей так называемой «Палермской весны» в середине 1980-х годов, когда тысячи сицилийцев стали высказываться и даже выходить на улицы, чтобы осудить мафию. С ними был и мэр Палермо, Леолука Орландо, которого переизбрали на пятый срок.

Батталья оставила фотографию и ушла в правительство, сначала в 1985 году вошла в городской совет Палермо, а затем в региональный парламент.

Она сказала, что те пьянящие дни длились не долго. По большей части энтузиазм, которым были отмечены первые дни антимафиозного движения в Палермо, перешёл в безразличие, преобладающее до сих пор.

Хотя Батталья больше всего известна фотографиями, связанными с мафией, которые она назвала «Архивом крови», она снимала по всей Сицилии, рассказывала о бедных островах, о пациентах психиатрической больницы и об интеллигенции Палермо. Будучи феминисткой и редактором женского журнала, Батталья также сосредотачивалась на сицилийских женщинах, особенно на молодых девушках.

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

Девушка с футбольным мячом в районе Ла-Кала, где продают наркотики, Палермо, Сицилия, 1980 год.

Одна из немногих фотографий, которые висят в квартире фотографа, – портрет юной сицилийки, держащей футбольный мяч и смотрящей в камеру незабываемым взглядом. «В её глазах мечта о её будущем», – комментирует снимок Батталья в документалке 2016 года Франко Мареско.

Годы спустя она вернулась в то место, где сделала кадр, чтобы взглянуть на взрослую женщину, которой стала та девушка, но так и не смогла её найти. Может, оно и к лучшему. «Не думаю, что она очень хорошо закончила», – сказала Батталья.

В последнее время Летиция Батталья сосредоточила все свои силы на открытии первого музея Палермо, посвящённого фотографии, Centro Internazionale della Fotografia.

«Центр почти готов», – взволнованно говорит Батталья. Она занялась этим проектом со свойственной ей решимостью и выдержкой, но из-за бюрократии, стоящей на пути у многих итальянских инициатив, центр пока что находится в стадии разработки.

Когда он откроется, в центре разместится архив фотографий Палермо, и она хочет позвонить всем лучшим фотографам мира, чтобы послать свои изображения города. Это место станет средоточием «поэзии, музыки, концертов и панка», говорит она.

Читайте также: Пугающие снимки, сделанные камерами ночного видения. Фото

«У меня ещё много дел и я чувствую такую внутреннюю силу, какой не ощущала, когда мне было 20, 30 или 40 лет. Может быть, я чувствую себя сильной, потому что сегодня я сама себе хозяйка, и это придаёт мне силы. Как Наполеону», – смеётся Батталья.

Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото
Будни мафиози в объективе Летиции Баттальи. Фото

Рекомендуем прочитать

Первомайские митинги по всему миру в картинках

OSHU

Волшебные сады Кёкенхоф

OSHU

Как выглядели украинцы в конце ХІХ века: яркие снимки

Анна Мартынова