В последние дни третьей сессии ВР народные избранники успели заскочить в «приватизационный поезд» и в первом чтении приняли закон, который, по словам главы Минэкономразвития Айвараса Абромавичуса открывает Украине путь к конкурентной и прозрачной приватизации больших госпредприятий, передает Хроника.инфо со ссылкой на сайт Сегодня.
ЗАКОН. Принятый законопроект № 2319 а-д имеет три основных новшества. Так, если раньше перед приватизацией на фондовой бирже необходимо было продавать миноритарный (неконтролирующий) пакет акций предприятия от 5 до 10%, то теперь эта норма отменена. По словам замглавы специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Павла Ризаненко, именно на эту норму жаловались в Фонде госимущества, мол, она мешала выставить крупные предприятия на продажу в 2015-м. «Я не вижу здесь особых проблем, но ФГИ и правительство заявляли, что инвесторы заинтересованы в контрольном пакете и не заинтересованы в том, чтобы купить эти 5—10%, а потом, чтобы на конкурсе кто-то другой выкупил контрольный пакет», — пояснил Ризаненко. Экономист добавил, что если закон примут в целом, то крупные предприятия в этому году все же выставят на продажу.
Второе новшество — Кабмин получил право привлекать к приватизации на конкурсной основе советников и оплачивать их услуги, например, из фондов международных организаций, а не только из госбюджета. «Привлечение советников позволит подготовить объект с учетом современной практики и презентовать его широкому кругу потенциальных покупателей», — говорят в министерстве. Более того, в Минэкономразвития уверены, что если в процессе приватизации будут участвовать советники с хорошей репутацией, это повысит доверие иностранных инвесторов.
Наконец, парламентарии запретили допускать к приватизации представителей государства-агрессора или государства, против которого введены санкции. По сути этот пункт запрещает покупать наши предприятия России. «Что в современных условиях является вопросом нацбезопасности», — добавили в министерстве.
ЭКСПЕРТЫ. Аналитики утверждают, что на фоне кризиса в стране есть риск, что крупные предприятия могут пустить с молотка по заниженной стоимости. «То, что сейчас рынок находится не в самом лучшем цикле — это факт, — говорит Ризаненко. — В стране, где нестабильность и состояние войны, инвесторы оценивают риски как высокие и, соответственно, готовы покупать активы по цене относительно ниже, чем в странах, где таких рисков нет. Поэтому время, с точки зрения цены, не идеальное».
Несмотря на это, эксперты отмечают, что выручить несколько миллиардов долларов от большой приватизации Украине все же удастся. «Можно говорить о сотнях объектов, но стоят внимания только десятки, — добавляет Ризаненко. — Например, по «Центрэнерго» неформально заявлялась сумма в $1 млрд. Что касается «Одесского припортового завода», то правительство хотело бы его продать за $700—800 млн».
На что могут пойти эти деньги — вопрос открытый. «Средства, полученные от приватизации, согласно закону, относятся к общему фонду бюджета, который покрывает дефицит бюджета, поэтому их сложно будет отличить от других доходов», — поясняет Ризаненко.
В свою очередь руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский отмечает, что самое важное не «проесть» деньги. «Ими нельзя латать дыры в бюджете или отдавать долги. Они должны пойти в развитие реального сектора экономики для ее перезапуска. Экономика нуждается во внутреннем инвестиционном ресурсе, ведь мы не можем постоянно сидеть на внешнем ресурсе и ждать, что международные доноры нас будут обеспечивать», — говорит Забловский.
Кроме наполнения бюджета, у приватизации есть еще одна цель. «Кроме получения прибыли необходимо, чтобы предприятия эффективно управлялись: зарабатывали деньги и служили местным громадам в виде налогов», — говорит Ризаненко.
Но в погоне за увеличением прибыли у новых собственников может возникнуть соблазн сократить часть работников. «Новый инвестор, безусловно, будет заинтересован в повышении эффективности работы предприятия, и оптимизация персонала наступит неизбежно, вопрос только в ее масштабах и социальной защищенности тех людей, которые будут вынуждены потерять работу», — отмечает Забловский.
Чтобы минимизировать сокращения, правительству необходимо будет обозначить свою позицию еще до приватизации. «При заключении сделки прописываются обязанности инвестора. Все будет зависеть от того, насколько четко государство пропишет эти инвестобязательства для новых собственников. Как правило, такие условия всегда довольно жесткие», — резюмировал Забловский.
Что хотят продать
Перечень предприятий, которые государство запланировало отдать инвесторам на приватизацию, Кабмин утвердил еще в прошлом году. В него вошли такие крупные предприятия, как «Одесский припортовый завод», «Центрэнерго», «Сумыхимпром», госконцерн «Укрторф», некоторые облэнерго, шахты и порты.
Читайте также: Что будет с гривной в феврале
Планировалось, что от масштабной приватизации в прошлом году государство выручит около 17 млрд грн. Однако, по данным Фонда госимущества, за 2015-й год удалось заработать всего 151,5 млн грн.