Украинские банки отчитались о финансовых результатах за первое полугодие. Убыток работающих банков составил 9,2 млрд гривен, информирует Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
Это в 3 раза ниже показателя за аналогичный период прошлого года, но все еще достаточно много. То есть, банковская система начала восстанавливаться после финансового кризиса, но еще генерирует миллиардные убытки, продолжая формировать резервы по проблемным кредитам, считают эксперты.
Последствия реформы финансового сектора пока неоднозначные. Национальный банк провел стресс-тесты, в том числе дважды – для крупнейших банков, утвердил программы докапитализации и сообщил, что большинство банков эти программы выполнили. Впереди стресс-тестирование еще 40 банков и поэтапная докапитализация мелких финучреждений до минимального уровня в 500 млн гривен. При этом норматив достаточности капитала в банковской системе составляет 13%, что является близким к предельно допустимому минимуму на уровне 10%.
На первый взгляд, банки активно начали кредитовать: гривневые кредиты корпоративному бизнесу с начала года выросли на 1,6 млрд гривен (на 0,5%.) Но на фоне «зависшей» в последние полгода в банковской системе избыточной ликвидности в размере около 100 млрд гривен, такой прирост кредитов все равно что капля в море. К тому же, качество кредитных портфелей банков остается низким. По итогам стресс-тестирования Нацбанк оценил уровень неработающих кредитов на уровне выше 50%. А норматив кредитования банками связанных лиц, злоупотребление которым и стало первопричиной пережитых массовых банкротств на рынке, остается выше допустимого максимума в 25%.
Эксперты сомневаются в скором восстановлении банковской системы и ее ключевой функции – кредитования, считая достижение прежних, докризисных показателей, маловероятным.
Заместитель гендиректора агентства «Кредит-Рейтинг» Ольга Шубина охарактеризовала нынешнюю кредитную активность украинских банков как «вялотекущую». «Несмотря на некоторое смягчение условий кредитования, преимущественно для средних и малых предприятий, многие банки предпочитают направлять ресурсы в менее рисковые активы, среди которых депозитные сертификаты НБУ и облигации Министерства финансов», – заявила она.
Основными причинами этого эксперт считает высокие риски на фоне низких темпов развития экономики Украины. Также среди факторов, сдерживающих кредитование: низкий уровень защиты прав кредиторов, высокая стоимость кредитования для заемщиков, высокий уровень закредитованности крупных предприятий.
«Возобновление долгосрочного, инвестиционного, кредитования маловероятно. Банки работают в основном с краткосрочным кредитованием для пополнения оборотного капитала. Возможен незначительный рост розничного кредитного портфеля в связи с существенным отложенным спросом населения, поскольку отсутствуют позитивные сдвиги в уровне доходов домохозяйств», – прогнозирует Шубина.
Помимо войны на востоке Украины и стремительной девальвации, финансовый аналитик Егор Перелыгин отметил и такой дестабилизирующий фактор, как высокий уровень коррупции в стране – корпоративным клиентам дешевле купить нужное решение суда, чем возвращать полученные кредиты.
Перелыгин считает, что своего дна банковская система уже достигла, и даже смогла от него оттолкнуться. Но для возобновления кредитования надо сделать еще очень много.
А именно, снизить уровень инфляции и долларизации экономики, нарастить экспорт, привлечь инвестиции, восстановить добрые отношения с Международным валютным фондом, провести реструктуризацию проблемной задолженности, вернуться на рынки внешних заимствований, а также внедрить эффективные инструменты хеджирования рисков. Одним словом, эта задача на годы.
Экономист Центра экономической стратегии Александр Жолудь оценивает перспективы украинской банковской системы на ближайшие 3-5 лет с осторожным оптимизмом. По его словам, очищение банковской системы продолжается, но скорее всего, все крупные потенциальные банкроты уже ушли с рынка, и выведение меньших по размеру банков уже не будет таким общесистемным шоком.
Эксперт считает, что нынешние убытки банков не связаны с их текущей работой и в большинстве случаев это отголоски проблем прошлых лет, в частности, финансового кризиса 2008-2009 годов. «Деньги, внесенные акционерами на докапитализацию, не ушли как «вода в песок». Происходит постепенное оздоровление системы. Восстановление будет, но это будет новая система, с иными пропорциями кредитного портфеля, валютной структурой», – прогнозирует Жолудь.
Среди ключевых факторов, которые могут ускорить процесс, он назвал снижение ставок по кредитам, возврат депозитов в банки и наличие возможностей у акционеров поддерживать финучреждения, а также внешние факторы, включая рост экономики и доходов граждан, доступ к внешнему финансированию. «Вопрос полного возврата доверия – проблема ближайших нескольких лет», – полагает эксперт.
Национальный банк пытается стимулировать кредитование, снижая учетную ставку, которая тянет за собой рыночные ставки и делает кредиты более доступными. В рамках последнего решения по монетарной политике в конце июля регулятор снизил ставку до 15,5% годовых и анонсировал ее дальнейшее снижение – до прогнозируемого уровня инфляции в 12% к концу года.
По оценкам НБУ, средняя ставка по долгосрочным гривневым кредитам корпоративному сектору на начало августа составила около 21% годовых. Это на два процентных пункта ниже, чем на начало года, но еще довольно дорого для бизнеса, который также, как и банки, переживает не лучшие времена.
Более резко снижать учетную ставку Нацбанк пока не рискует из опасений дестабилизации валютного рынка.
«Мы пока не спешим и постепенно снижаем нашу ставку, потому что хотим, чтобы излишняя ликвидность, которая есть на рынке с конца прошлого года в размере 100 млрд гривен, находилась под контролем. Но мы даем рынку понять, что снижаем ставку, и наш целевой уровень – уровень инфляции», – поясняет глава НБУ Валерия Гонтарева.
Но дело не только в ставке. Банки, как и вся экономика страны, не могут игнорировать тот факт, что перспективы взаимоотношений с ключевым кредитором Украины (Международным валютным фондом) остаются туманными. Фонд задерживает предоставление нашей стране очередного транша кредита уже на год по причине отставания государства от графика структурных реформ.
Читайте также:Эксперты рассказали, почему вырастут цены на хлеб
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко предостерегает, что разрыв отношений с МВФ приведет к резкому ухудшению ситуации в отечественной экономике и стремительной девальвации гривны до уровня 30 гривен/доллар. Вероятность реализации такого сценария, по оценкам эксперта, невелика и составляет порядка 10%, но она есть.