Платить все равно придется украинцам.
Чтобы цены в платежках за отопление и горячую воду не повышались, а сами услуги попадали в домохозяйства бесперебойно, теплокоммунэнерго дали возможность до 30 сентября отсрочить оплату полной стоимости газа, полученного от НАК «Нафтогаз» в отопительном сезоне 2020/21, передает Хроника.инфо со ссылкой на УБР.
Это – заявленные цели меморандума, подписанного 9 февраля Ассоциацией городов Украины (АГУ), Нафтогазом, а также представителями правительства и регулятора энергорынка, НКРЭКУ.
Фактически документ вынуждает ТКЭ закладывать в стоимость своих услуг цену газа в 6,99 грн за 1 кубометр – на уровень, установленный ранее правительством населению.
Те из предприятий, кто этого не сделает, не смогут претендовать на компенсацию разницы между вышеприведенной цифрой и полной закупочной стоимостью ресурса. На январь 2021 года «Нафтогаз» определил ее в 8,8 грн/м3.
Источники возмещения этой разницы только предстоит найти. Однако, по мнению опрошенных UBR.ua экспертов, договор имеет зыбкую основу и может не претвориться в жизнь как изначально, для отдельных областных центров, так и впоследствии – для всей Украины.
Под чем подписались стороны
Главная норма документа изложена в 3 пункте третьей его части. Им устанавливается, что «Нафтогаз», в соответствии с возложенными на него спецобязательствами, будет бесперебойно поставлять свой ресурс для ТКЭ при следующих условиях:
- цена газа должна быть рыночной;
- цена природного газа, учитываемая ТКЭ в тарифах услуг по центральному отоплению и поставкам горячей воды, в течение отопительного сезона 2020/21 должна быть не ниже граничной цены газа, установленной для населения постановлением Кабмина от 9 декабря 2020 года (6,99 грн/м3);
- на разницу между вышеозначенной ценой газа, заложенной в услуги ТКЭ, и ценой, которую ТКЭ получает по ПСО от «Нафтогаза» (в январе – 8,8 грн/м3 с НДС), предприятиям дается отсрочка оплаты до 30 сентября.
Несмотря на то, что первым пунктом документа значится неприменение ТКЭ к потребителям повышенных тарифов на услуги, из его текста следует, что удорожание платежек было бы невозможным даже в том случае, если бы теплопоставщикам и вовсе не предложили бы никакой компенсации.
Так, в предисловии меморандума говорится, что большая часть предприятий ТКЭ применяют к потребителям тарифы, установленные уполномоченными органами до 1 мая 2019 года (до вступления в силу закона «О жилищно-коммунальных услугах»).
Хотя в связи с удорожанием голубого топлива – которое в себестоимости услуг ТКЭ составляет 80% – эти тарифы являются убыточными для теплопоставщиков, повысить их они не могут из-за закона № 540-IX. Он запрещает заключать новые договора о предоставлении горячей воды и центрального отопления во время карантина.
Таким образом в большей степени меморандум направлен на бесперебойную поставку газа для ТКЭ (а их услуг – населению) в течение этой и следующей зим. Поставки, по всей видимости, рисковали прерваться из-за увеличения задолженности предприятий перед НАКом, которая уже и так превысила 42 млрд грн.
Новообразованные долги, возмещения которых «Нафтогаз» не будет требовать от тепловиков до 30 сентября, хотят компенсировать также не за счет средств ТКЭ либо удорожания услуг, а из альтернативных источников. Их, подписавшие документ стороны, включая НАК, обязуются отыскать до 1 мая 2021 года. В то же время, считают собеседники UBR.ua, вариантов у властей не так много.
Риск остаться без тепла следующей зимой
Уже сейчас рассматриваются различные оценки суммы новых долгов, которые образуются у тепловиков перед «Нафтогазом» во время текущего отопительного сезона. Как отметил UBR.ua глава департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко, ориентировочно цифра может достичь 12 млрд грн.
В любом случае при расчете общей задолженности ТКЭ также следует учитывать стоимость доставки газа. С ней цена ресурса для тепловиков по ПСО будет превышать 11 тыс. грн/1 тыс. м3, отметила в комментарии UBR.ua эксперт энергорынка Мария Яковлева.
Определение механизмов и источников погашения долгов тепловиков перед операторами газораспределительных систем – отдельная задача, которую подписанты документа обязуются выполнить до 1 октября.
В отношении источников компенсации меморандум четко определяет лишь одно – на возмещение не должны привлекаться средства местных бюджетов. Мария Яковлева, указывая на этот пункт документа, констатирует, что деньги на оплату газа будут взяты из государственной казны.
«А из госбюджета – значит из налогов. То есть за все в любом случае заплатят потребители«, – констатирует Яковлева.
Лучшим вариантом, со своей стороны заметил Олег Попенко, стала бы разработка кредитных программ для ТКЭ украинскими госбанками. Однако как и этот механизм может не реализоваться, так и в целом возможности государственного бюджета в этом году могут быть существенно ограничены из-за необходимости государства погашать предыдущие кредитные обязательства перед международными партнерами.
«В этом году нам нужно отдавать самую большую сумму МВФ из всех траншей«, – напомнил Попенко.
В то же время финансирование ТКЭ нужно уже сейчас – и не только на погашения долгов перед «Нафтогазом», но и на ремонтные работы, от которых будет зависеть стабильность прохождения будущего отопительного сезона.
«Деньги нужны на невыполненные капитальные ремонты сетей и оборудования на ТКЭ. Но подготовка к отопительному сезону 2021/22 начинается уже сейчас, а денег нет – они потрачены на газ«, – указывает Попенко.
Подписали не все города
Меморандум был подписан от имени АГУ 5 мэрами – Киева, Одессы, Житомира, Бучи и Мариуполя. Примечательно, что, хоть и мэр Мариуполя, Вадим Бойченко, вместе с градоначальниками Львова и Днепра присоединился к конференции по видеосвязи, только он из этой троицы поставил свою подпись на документе.
Из-за ограниченного числа подписавшихся под меморандумом мэров у собеседников UBR.ua возникли сомнения относительно распространения договоренностей на всю Украину.
«Очень странный состав подписантов. Наряду с мэрами городов-миллионников – мэры Житомира, Бучи и Мариуполя. Почему? Я бы мог понять, если бы их делегировали, но, насколько мне известно, никто им таких полномочий не предоставлял. Можно было бы говорить, что речь идет только об этих городах, но разговор, как пишут, обо всей Украине«, – говорит директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
С другой стороны, даже если с условиями соглашения будут согласны все члены АГУ, то, отметил Рябцев, «далеко не во всех населенных пунктах главы ОМС имеют влияние на руководителей предприятий ТКЭ». Так, напоминает эксперт, если в Киеве поставщик тепла, «Киевтеплоэнерго», является коммунальным предприятием, то в Полтаве соответствующие предприятие – частное.
«Каким образом меморандум будет действовать, к примеру, в Полтаве, если среди подписантов нет полтавского городского головы, а местное предприятие ТКЭ является не коммунальным, а частным?«, – задается вопросом Рябцев.
Согласиться на предложенные условия предприятия будут вынуждены из-за риска не получить отсрочку уплаты полной стоимости тарифа. Она будет предоставлена только тем из них, которые документально подтвердят факт разницы между стоимостью ресурса, полученного от «Нафтогаза», и стоимостью голубого топлива в тарифах на их услуги. При этом она должна быть не ниже отметки в 6,99 грн/м3.
Впрочем, даже выполнив меморандум со своей стороны, ТКЭ могут не дождаться того же от правительства, предполагают опрошенные UBR.ua эксперты. Такие опасения у них возникли, с одной стороны, из-за необязательности исполнения документа как такового – «меморандум – всего лишь «записка для памяти«, отметил Рябцев, – но также и из-за подписавших документ представителей центральных властей.
Среди них министр регионального развития Алексей Чернышев и врио министра энергетики Юрий Витренко, но не глава правительства Денис Шмыгаль, который только присутствовал на конференции.
Читайте также: Пешеходов заставят платить больше за нарушение правил ПДД
«Я не уверен, что компенсацию вообще предоставят. По разным причинам: премьер-министр поменяется, а новый не захочет – ведь подписантом вообще был глава Минрегиона Чернышев. Либо не будет денег – а бюджет реально пустой и, к тому же, в этом году много отдавать МВФ«, – считает Олег Попенко.