Это может взвинтить ставки по депозитам для населения.
На прошлой неделе Национальный банк внес изменения в Положение о порядке осуществления банками вкладных операций физических и юридических лиц, где получили окончательную легализацию депозитные вклады без права досрочного расторжения.
Как выяснили Вести, более двух месяцев действия закона о запрете досрочного разрыва договоров мало повлияли на скорость оттока средств из банковской системы, пишет Хроника.инфо.
Наоборот, по данным НБУ, в июле население вынесло из банков почти 8 млрд грн во всех валютах, что значительно больше, чем за июнь (1,84 млрд). То есть общий объем вкладов физлиц за месяц уменьшился с 403,379 млрд грн до 395,432 млрд грн на 1 августа 2015 года, а всего с начала 2015 года украинцы вынули из финучреждений 16,84 млрд грн в эквиваленте.
При этом, согласно данным регулятора, гривневые вклады населения в банках в июле уменьшились на 4,89 млрд грн и составили 175 млрд грн, а с начала года падение составило 20,95 млрд грн (10,7%).
Специалисты объясняют эту тенденцию не только уже привычными факторами (нестабильная экономическая, политическая ситуация в стране, АТО, массовое банкротство банков и недоверие к банковской системе в целом), но и новой «темой»: трудными переговорами Минфина с держателями украинских еврооблигаций и «зависшим» на некоторое время траншем МВФ.
«Отток гривневого портфеля в июле в целом по системе носит ситуативный характер — он был обусловлен волатильностью валютного рынка, связанной с ожиданиями технического дефолта нашей страны, а также неопределенностью с решением МВФ по выдаче очередного транша кредитной линии», — сказал «Вестям» директор департамента по продуктам розничного бизнеса ПУМБ Ярослав Сковрон.
Одновременно, по словам заместителя генерального директора РА «Кредит-Рейтинг» Ольги Шубиной, некоторые вкладчики опасаются принятия законов, которыми будут введены либо дополнительные ограничения на снятие депозитов в инвалюте, либо принудительная конвертация вкладов в иностранной валюте в гривню по определенному курсу:
Что касается оттока депозитов в гривне, то это связано, скорее всего, с вынужденным «проеданием» накоплений в связи с ухудшением финансового состояния вкладчиков
Кроме того, невозмещение Фондом гарантирования вкладов депозитов при их дроблении (закон, подписанный президентом 7 августа 2015 г.) также может оказывать дополнительное негативное влияние на настроение крупных вкладчиков, считает начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов VTB Bank (Украина) Марина Кшинина.
По информации начальника управления развития продуктов розничного бизнеса Банка Пивденный Артема Семейнова, наибольший отток по-прежнему происходит по долгосрочным депозитам (со сроком размещения более одного года) во всех валютах.
Ограничения НБУ взвинтят ставки по депозитам для населения. Фото 1А традиционным способом борьбы за клиента у банков остается процентная ставка, которая сегодня в среднем по рынку составляет около 20% в гривне, но у достаточно большого количества финучреждений можно встретить число 25% и даже 27%.
«Но потенциал повышения процентных ставок уже практически исчерпан, поскольку качество активов большинства банков, финансовое состояние заемщиков не позволяют проводить дальнейшее повышение ставок по депозитам. В противном случае это влияет на появление (или увеличение) убытка от операционной деятельности банка», — отмечает Ольга Шубина.
Зато акционные вклады все еще актуальны. К примеру, как нам рассказали, в некоторых банках периодически (не реже чем 1 раз в квартал) вводятся акционные модели вкладов, которые позволяют лояльным клиентам-вкладчикам банка получить бонус к базовой ставке в размере 0,5% по вкладам в UAH и 0,25% по вкладам в USD/EUR, участвовать в розыгрыше ценных призов и т. д.».
И все же стабильно высоким остается спрос на вклады до востребования. Так, в июне вклады резидентов в гривне до востребования выросли на 5,5% по сравнению с маем, а в годовом исчислении прирост в гривне составил 22,4%.
Причем банкиры подчеркивают, что именно с такими вкладами они фактически все время и работали, пока запрет на досрочное расторжение не был прописан в законодательстве.
«До принятия этого закона практически все вклады были до востребования, даже те, которые были оформлены как срочные. Клиенты банков могли требовать возврата средств в любой момент, независимо от условий договора, который они подписывали с банком. А банки, в свою очередь, не могли эффективно планировать управление своей ликвидностью, а в период паники все равно были не в состоянии удовлетворить всех желающих», — отмечал заместитель главы НБУ Владислав Рашкован.
Очевидно, такие продукты продолжают присутствовать в продуктовой линейке большинства банков, и спрос на них также остается стабильно высоким (15–20% в структуре привлечения), несмотря на то, что доходность таких вкладов существенно ниже обычных депозитов — максимум 15% годовых в гривне.
«Вклады до востребования являются альтернативой срочным вкладам, которые позволяют клиентам получить более высокую процентную ставку на остаток средств, нежели по остаткам на текущих счетах, но ниже, чем банки готовы платить по срочным вкладам», — объясняет Артем Семейнов.
Поэтому финучреждения стараются выжать максимум из изменений в законодательство, согласно которым, срочные вклады уже два месяца не подлежат досрочному расторжению. Точнее, из видимой готовности идти навстречу клиентам в этом вопросе и вписывать в договорах такую возможность. При этом во многих финучреждениях ставки по таким вкладам ниже «неразрывных».
«Банки очень быстро и точно реагируют на возникающий спрос населения, поэтому вкладчики могут открыть как срочный депозит с высокой ставкой, но без возможности досрочного расторжения договора, так и хранить в финансовых учреждениях свои средства, обладая свободным доступом к ним, в том числе пополняя, снимая необходимую сумму, но с более низкой ставкой», — отметил в разговоре с «Вестями» заместитель председателя правления Forward Bank Александр Парамонов. При этом, по его словам, в Forward Bank 80% вкладов — это срочные депозиты без возможности расторжения и на средний срок 4–6 месяцев.
«ПУМБ сохраняет прежнюю линейку депозитных продуктов для физических лиц, которые предполагают досрочное расторжение, но с июля дополнил ее новым депозитом «Доходный» без права досрочного расторжения, ставки по которому достигают 25% годовых в гривне и 11% в иностранной валюте. В то же время депозит «Спокойный», предполагающий возможность забрать деньги раньше срока, размещается под 22% и 9,8% соответственно», — привел пример Ярослав Сковрон. Причем, как выяснили «Вести», даже для такой ставки на «Спокойном» средства должны пролежать минимум 184 дня.
А в линейке депозитов Банка Пивденный вклады с возможностью досрочного расторжения принимаются на условиях до 17,5% годовых в гривне и до 6,5% годовых в USD/EUR.
При этом, как отметил в разговоре с «Вестями» заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр Андрей Мойсеенко, судя по динамике вкладов в финучреждении, депозиты с возможностью досрочного снятия средств уже существенно уступают по популярности срочным вкладам:
Доля депозитов с фиксированным сроком, размещенных в июле, в депозитном портфеле нашего банка составляет порядка 90% от всех видов вкладов. Более того, мы отмечаем и тенденцию увеличения сроков, на которые украинцы сегодня размещают средства
Так, в июле соотношение трехмесячных и шестимесячных вкладов в нашем портфеле практически выровнялось».
Позитивные изменения на депозитном рынке обнаружились уже в конце июля — после подтверждения факта выполнения Украиной внешних обязательств перед кредиторами и новости о выделении Международным валютным фондом очередного транша финансовой помощи. «На сегодняшний день, данный тренд сохраняется — динамика гривневого депозитного портфеля стабилизировалась, оттоки валютных вкладов начинают постепенно замедляться», — говорит Андрей Мойсеенко.
При этом, по его мнению, серьезных изменений на депозитном рынке страны до конца этого года ожидать не следует. «Тренд постепенного роста гривневого портфеля будет сохраняться, в то время, как оттоки по вкладам в валюте будут медленно, но сокращаться», — считает он.
В то же время, считает Артем Семейнов, говорить о приросте пока рано, так как для этого пока нет соответствующих предпосылок. При этом одним из факторов, которые могут положительно повлиять на приток средств, в первую очередь в инвалюте, в банковскую систему является отмена/изменение ограничений, ранее введенных НБУ с целью стабилизации банковской системы:
Речь идет об ограничении на снятие наличных со счетов в валюте в эквиваленте 15000 грн/сутки. Это, как по мне, основной сдерживающий факторов притока новых средств в банковскую систему на сегодняшний день
Поэтому осенью борьба банков за ликвидность усилится, и они выйдут с национальными рекламными кампаниями, акциями, а для трех- и шестимесячных продуктов могут немного подскочить ставки. «Также будет продолжаться тренд к повышению стоимости размещения средств на текущих счетах и картах», — считает Марина Кшинина.
Из-за того, что большинство банков еще не переписало депозитные договоры под новый закон, нет и четко выработанного списка исключений, то есть перечня событий, при которых банки молча выдадут деньги даже с тех депозитов, которые считаются неразрывными.
Но первые прикидки на этот счет уже есть. «Пока мы не стали вносить в базовый договор исключений, ожидая получить обратную реакцию рынка на эти нововведения. Хотя я допускаю, что со временем подходы банков к этим вопросам унифицируются и перечень исключений будет примерно одинаковым для всех банков», — рассказал «Вестям» директор департамента развития розничного бизнеса Коммерческого индустриального банка Дмитрий Федоров.
По его мнению, логично, чтобы договор предусматривал как минимум два случая, при которых возможно досрочное расторжение: смерть либо болезнь самого вкладчика или членов его семьи. А также уместно предусмотреть такое право для случаев классического форс-мажора (пожар, стихийное бедствие и т. д.). Но едва ли перечень окажется очень большим.
Читайте также: Падение рубля: финансисты делают прогнозы в России
«Существуют объективные обстоятельства, при которых хороший банк пойдет навстречу вкладчику, но клиент самостоятельно должен оценивать вероятность тех или иных событий и, исходя из них, оценивать срок вложения средств», — говорит Дмитрий Федоров.