Творчество Василия Шульженко из Москвы принято называть не иначе как скандальным. Одни ратуют за правду в его картинах, за умение передать те моменты, которые так или иначе знакомы каждому. Другие обвиняют художника за излишнее внимание к неприглядным сторонам жизни — как же так, искусство должно взращивать в душах зрителя высокое, прекрасное, а тут такие пьяные рожи и уродливые тела, передает Хроника.инфо со ссылкой на Культурологию.
«Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу», — рассказывает о себе Василий Шульженко. Василий живет в Москве, однако большинство героев его картин — отчаявшиеся жители деревень, где кроме пьянства, развлечь себя особо и нечем. Как признается художник, сами образы таких вот героев берут свои истоки в его детстве, когда Василий проводил лето на даче под Касимовым. А рисовать их он стал значительно позже.
Многие обвиняют Шульженко в том, что он не любит русских — почему бы не изображать великих людей, писаных красавиц, ну или хотя бы шикарную русскую природу, зачем же обращать внимание на явные пороки общества. «А за что нас любить? — говорит Шульженко. — Да мы худшие люди в мире — злые, ленивые, завистливые! К примеру, американец скажет: «Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!» А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика.»
Шульженко уверяет, что разница между культурами проявляется не только в поведении по отношению к более успешным соседям, но и в том, как вопринимают американцы и сами русские его картины. Русские часто неприятно видеть «быдло», им хочется не видеть такие сцены, как если бы их не существовало. Американцы же, видя его работы, начинают жалеть русских, мол, сколько им приходится пережить, в каких суровых условиях приходится выживать. «Как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.»
О том, насколько по-разному воспринимают его картины в разных странах, Шульженко знает не понаслышке — его картины выставлялись в одной из галерей Чикаго. Но, как рассказывает художник, даже хозяйка галереи спрашивала его, нельзя ли поменьше водки и сигарет, а то в современном обществе такие атрибуты непопулярны. «Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!» — восклицает художник.
Читайте также: Советская глубинка глазами американского фотографа. Фото
Безусловно, картины Шульженко выделяются на фоне работ других художников своим эпатажем. Их можно по-разному оценивать, по-разному воспринимать, но надо признать — они действительно отличаются. В то же время сам художник уверен, что эпатаж — это не про него. «Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, — это да.»