В высоких кабинетах ЦК КПСС умели строить планы на будущее с широким размахом. На бумаге задумки партийного руководства, призванные помочь стране обогнать и перегнать все и вся на свете, выглядели грандиозно и одновременно гладко, передает Хроника.инфо со ссылкой на anews.
Давайте вспомним самые амбициозные проекты Союза, которые так и остались несбыточными мечтами.
Читайте также: Самые амбициозные в мире архитектурные проекты. Фото
«Гигантский символ коммунизма» — Дворец Советов
Идея этого проекта, который должен был в прямом смысле возвысить СССР над всем светом, родилась в начале 1930-х. Суть его сводилась к строительству небоскреба высотой 420 метров с гигантской статуей Владимира Ленина на крыше.
Здание, еще до начала стройки получившее название Дворец Советов, должно было стать самым высоким в мире, обогнав даже известные небоскребы Нью-Йорка.
Таким представляли себе будущего исполина в партийном руководстве.
Планировалось, что в хорошую погоду Дворец Советов будет видно с расстояния в несколько десятков километров.
Место под строительство будущего символа коммунизма выбрали замечательное – холм на Волхонке. Тот факт, что локация давно была занята храмом Христа Спасителя, никого не смутил. Кафедральный собор решили снести.
Говорят, сподвижник Сталина Лазарь Каганович, наблюдая за взрывом храма с возвышенности в бинокль, произнес: «Задерем подол Руси-матушке!».
Строительство главного здания СССР началось в 1932-м и продолжалось до начала войны.
За это время успели полностью расквитаться с фундаментом и приступить к работе над входом. Увы, дальше этого дело не продвинулось: война внесла свои коррективы, и от имиджевой идеи обеспечить народ высоткой руководство страны вынуждено было отказаться. Более того, уже построенное стали разбирать и пускать на военные нужды, например, — на создание противотанковых ежей.
В 50-х к «дворцовой» теме вновь вернулись и даже почти приступили к работе, однако в последний момент отказались и решили построить на месте несостоявшейся высотки огромный бассейн.
Однако и от этого объекта впоследствии отказались – в середине 90-х бассейн ликвидировали, а на его месте возвели новый храм Христа Спасителя.
Пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о некогда грандиозных планах властей о создании Дворца Советов — это заправочная станция на Волхонке, часто именуемая «Кремлевской». Она должна была стать частью инфраструктуры комплекса.
А теперь посмотрите, как могла бы выглядеть столица, сумей руководство Союза осуществить планы по возведению «символа коммунизма».
«Стройка №506» — Сахалинский тоннель
Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.
Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.
Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев.
Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.
Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.
«Боевой крот» — засекреченные подземные лодки
Стройка небоскребов и прочих поражающих воображение обывателя сооружений – не единственное, на что тратился советский бюджет в стремлении «обогнать конкурентов». В начале 30-х в высоких кабинетах загорелись идеей разработать транспортное средство, часто встречавшееся в книгах писателей-фантастов – подземную лодку.
Первая попытка была предпринята изобретателем А. Треблевым, создавшим лодку, напоминающую по форме ракету.
Детище Треблева передвигалось со скоростью 10м/ч. Предполагалось, что механизм будет управляться водителем, либо (второй вариант) – с помощью кабеля с поверхности. В середине 40-х аппарат даже прошел испытания на Урале у горы Благодать.
Увы, во время испытаний лодка показала себя не слишком надежной, поэтому проект решили временно свернуть.
О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никите Хрущеву жуть как понравилась идея «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». К работе над новой лодкой были подключены передовые умы: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, способная вместить 5 человек экипажа и перевозить тонну взрывчатки.
Первые испытания лодки все на том же Урале прошли успешно: крот преодолел отведенный путь со скоростью пешехода. Однако радоваться было рано: во время второго теста машина взорвалась, весь экипаж погиб. Сам крот остался замурованным в горе, которую так и не смог преодолеть.
После прихода к власти Леонида Брежнева проект подземной лодки свернули.
«Автомобиль 2000»
Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».
Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».
Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.
Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.
На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.
Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей. При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть.
Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.