Огромная коллекция ретро-фото Ловентейла, демонстрирующая природу Китая, его города и человеческие типы и вмещающая более 15 000 снимков, позволяет с головой окунуться в мир далёкой азиатской державы, чья история насчитывает несколько тысячелетий.
Перед вами не просто блестящий художественный памятник фотографии, но и документальный архив, охватывающий жизнь загадочного китайского государства с 1850-х до 1930-х годов, передает Хроника.инфо со ссылкой на cameralabs.org.
Коллекция эта собрана американцем Стефаном Ловентейлом. За страсть к своему делу и мастерство, проявляемое Стефаном при розысках материалов, коллеги называют его «суперколлекционером», хотя Ловентейлу подошло бы даже клишированное «охотник за сокровищами». Дело в том, что найденные им фотодокументы представляют собой не только колоссальную историческую ценность и не в том, что Стефана привлекали как специалиста к поискам самых редких похищенных документов, но и в том, что многие найденные им фото в прямом смысле стоят денег, причём очень немалых. Так, проданная в 2011 году фотография американского политика и борца за права человека Джона Кэлхуна, установила на Аукционе Sotheby’s новый мировой рекорд. Цена лота составила 338 тысяч долларов.
Страсть Стефана к копанию в истории трудно назвать случайной – он, с отличием закончив колледж, получил степень бакалавра исторических наук. Помимо фотографий, Ловентейл коллекционирует раритетные издания книг, открыв на первых порах даже свой антикварно-букинистический магазин. Теперь же его постоянными покупателями являются политики высочайшего уровня, профессиональные коллекционеры, представители финансовых элит.
На фотографиях архива Ловентейла запечатлен быт почти незнакомого нам Китая; государства, которое ещё не знало бума промышленной модернизации второй половины двадцатого века и корневого исторического слома, пришедшегося на 50-е годы, когда, вместе с освобождением от бесчеловечной японской оккупации и бескровной китайской монархии, он ринулся в коммунистическое настоящее. Это быт лишь отчасти нарушен европейским вмешательством: архитектура, одежда, транспорт – всё это выглядит для современного человека знакомым и незнакомым одновременно. Более пятнадцати тысяч снимков из разных городов и регионов страны готовы выступить безмолвными свидетелями эпохи. Многие фотографии доносят до нас изображения памятников, которые уже перестали существовать, вроде «портрета» Старого Летнего императорского дворца за авторством Феличе Беато, безвозвратно разрушенного во время Опиумных войн.
Коллекция разбита на магистральные направления: Архитектура и монументы, Повседневная жизнь, Пейзаж, Пекин, Панорамы, Портреты, Шанхай…
Категория Архитектура и монументы уделяет особое внимание конкретным сооружениям вроде моста Юйдайцяо (Нефритового пояса), чья тонкая высоко изогнутая арка является одной из визитных карточек Императорского дворца, Великой китайской стены, не нуждающейся в особенных представлениях, пагоды в округе Фучжоу, расположившейся прямо посреди реки Мин и так далее. Шанхай и Пекин более широко охватывают архитектуру и общий уклад жизни в двух крупнейших китайских городах. Панорамы также включают в себя снимки городов, но демонстрируют их с размахом, насколько позволяет того техника, выбирая возвышенные точки и наиболее удачные ракурсы, позволяющие одним взглядом окинуть городской пейзаж. В категории Пейзажи находятся фотографии местной природы: неприступные угрюмые горы (Хуа) тихие редкие леса (Нингбо), тонкая пряжа водопадов (Лай Фонг), разливы рек (Мин), позволяя совершить умозрительное путешествие и «вдохнуть» китайский воздух.
Портреты сохраняют народные типы в постановочных фото; люди позируют фотографам как в повседневной, рабочей так и в праздничной, национальной одежде. На этих фото встречаются и те, кого не так просто встретить на улице: ламы, молодожёны, губернаторы, актёры. Фотографии повседневной жизни же демонстрируют нам не застывшие, не всегда естественно, фигуры, а кипучую городскую жизнь, где каждый герой фото занят своим делом: погонщики ведут по узким улочкам караван верблюдов, люди гуляют по балкону пятиэтажной чайханы в центре, рыбаки направляют свои лодчонки по течению.
Коллекция объединяет как работы приезжих европейских фотографов: итальянца Феличе Беато, британцев Томаса Чайлда и Уильяма Сондерса, шотландца Джона Томпсона, но и местных, китайских фотографов, таких как Пун Лунь, Лай Афон, Тунг Хинг и других. Обширный массив снимков архива позволяет выставлять фотографии в нескольких ведущих мировых музеях одновременно. Австралийская The Mishkin Gallery, Baruch College в США, China Exchange в Британии и китайский Университет Цинхуа привечали в своих стенах редчайшие снимки. Су Дэн, заместитель директора музея, описал выставку как ту, что «должны увидеть все ученые, интересующиеся литературой, историей, фольклором и архитектурой… грандиозный праздник исторической культуры и художественной эстетики».