Самыми южные культовые сооружения на планете.
Антарктика официально признана пустыней и, соответственно, является крупнейшей подобной областью в мире. Но исследователи и ученые, бесстрашно борющиеся с жесточайшими климатическими условиями, все равно находили время для религии даже в ледяном бесплодном пейзаже. В Антарктике есть по меньшей мере семь действующих церквей, которые являются самыми южными культовыми сооружениями на планете, передает Хроника.инфо со ссылкой на Телеграф.
Церковь снегов
Судьбу церкви, которая находится на американской исследовательской станции на острове Росса, нельзя назвать счастливой. Несмотря на то что она была построена еще в 1956 году в ледяной пустыне, ее дважды уничтожал пожар. Первое здание загорелось в 1978 году от искры в отопительном помещении, а следующее сгорело, простояв несколько лет в запустении после сильного шторма в мае 1991 года.
Нынешняя церковь получила цветные витражи с антарктическими видами. В зимний сезон на станции трудятся порядка 200 человек, летом число гостей иногда достигает 1000 человек. Внеконфессиональная церковь с радостью принимает посетителей разной веры, настоятель отец Майкл Смит даже проводил буддийские церемонии и обряды бахаи.
Церковь Святой Троицы
Эту православную церковь построили в России из сибирской сосны, а затем перевезли на корабле с продовольствием на российскую (бывшую советскую) антарктическую станцию Беллинсгаузен на острове Ватерлоо в 2004 году. С тех пор как двое монахов из России добровольно провели в церкви год, настоятели здесь сменяются ежегодно.
Украшенный резьбой деревянный храм высотой 15 м бесстрашно противостоит полярным ветрам. Он одновременно вмещает до 30 человек и удовлетворяет духовные потребности сотрудников близлежащих станций: российской, чилийской, польской и корейской. Некоторые богослужения проходят на испанском языке. Священник также молится о душах 64 погибших русских полярников. И хотя церковь редко бывает переполнена, тут проходило венчание русского и чилийского исследователей, а также иногда проводятся обряды крещения.
Католическая церковь в пещере.
Эта пещера с ледяными стенами на базе Бельграно II — самое южное культовое сооружение в мире. Католическая церковь, функционирующая круглый год, работает при аргентинской научно-исследовательской базе, построенной в 1955 году на острове Котс. Географическая широта определяет то, что дни и ночи длятся здесь по четыре месяца и на темном небе часто видно южное полярное сияние.
Церковь Святого Франциска Ассизского.
Эсперансу, одну из 13 аргентинских научно-исследовательских станций в Антарктиде, в Аргентине считают своим самым южным городом (хотя это скорее деревня). Помимо церкви здесь есть школа с учителями, музей, бар и больница с родильным отделением, где родились несколько аргентинцев.
И хотя исследователи явно хотят быть ближе к Богу во время работы в Антарктике, они не видят противоречий в том, чтобы церковь существовала вместе с казино (которое также является местным общинным центром).
Церковь Святого Иоанна Рыльского.
Заснеженная церковь стоит на болгарской базе Святого Климента Охридского, основанной в 1988 году четырьмя болгарами, на острове Ливингстон. Несмотря на скромный внешний вид, на церкви есть колокол, который ей подарил бывший вице-премьер Болгарии. Он работал на базе врачом в 1993–1994 годах.
Чилийская церковь Святой Марии.
Вероятно, это одна из немногих церквей в мире, сделанных из грузовых контейнеров. Такое необычное религиозное сооружение находится в крупнейшем поселении Антарктиды, летом здесь живет 120 человек, а зимой 80. На Вилла-лас-Естреллас, чилийской военной базе на острове Ватерлоо, проживает несколько семей военных с детьми. Максимальный срок пребывания на базе — два года. Церемонии проводит священник, который живет на острове круглый год. В городке также есть школа, хостел, почта и банк.
Католическая церковь Девы Марии Луханской.
На фотографии рядом с металлическим каркасом церкви на очередной аргентинской исследовательской базе Марамбио отец Николас Даниэль Хулиан выглядит так, будто ему не помешала бы куртка потеплее. Он помог выстроить церковь на круглогодичной базе, которая считается важнейшей для Аргентины на континенте. Во время постройки тут был единственный в Антарктиде аэродром, и он по-прежнему остается одним из самых популярных, так как пригоден для посадки на шасси, за что получил название «Ворота в Антарктиду».
Церковь китобоев: субантарктическая церковь.
Этот неоготический храм построили в 1913 году на китобойной станции в Грютвикене — поселении в Южной Джорджии, основанном норвежским капитаном. Церковь сделали сами китобои, и она единственная по-прежнему используется по назначению после закрытия станции в 1966 году.
Поселение появилось в 1904 году, и за первый же год жители сумели добыть 195 китов. Китобои использовали все части животного: жир, мясо, кости и внутренности. Из костей и мяса делали удобрения и корма, из жира топили масло. По этой же причине рыбаки охотились за морскими слонами. Во время расцвета на станции в летний период с октября по март на ней работало порядка 300 человек.
В последующие 60 лет число китов в водах вокруг острова существенно сократилось, и станция закрылась. К этому времени китов осталось так мало, что дальнейший промысел стал нецелесообразным. Даже сейчас берега вокруг Грютвикена изобилуют скелетами китов, остатками заводов по переработке жира и лодками для лова.
Читайте также: Археологи обнаружили склеп, в котором мог быть захоронен Богдан Хмельницкий. Фото
В 1998 году церковь отремонтировали хранители музея Южной Джорджии, который расположен в бывшем доме управляющего китобойной станцией. Сейчас в храме проводятся только обряды бракосочетания, в основном между потомками китобоев, похороненных на острове. И здесь, кстати, снималась одна из сцен оскароносного фильма 2006 года «Делай ноги».