Работы Чанг Чао-Танга.
На протяжении пяти десятилетий Чанг Чао-Танг помогал формировать фотографическую культуру своей родины. Теперь его называют мастером сюрреализма и гигантом тайваньской фотографии, а работу описывают как пророческое и модернистское отражение абсурдной реальности. Но Чанг прежде всего – уличный фотограф, в подходе которого лежит синтез западного сюрреализма и экзистенциализма с китайской философией, передает Хроника.инфо со ссылкой на Фотоискусство.
Чанг Чао-Танг (Chang Chao-Tang) родился в Тайбэе в 1943 году. Фотографировать начал, учась в средней школе, с тех пор с камерой не расстаётся. На протяжении десятилетий его изображения раскрывают трансцендентность среди повседневности, интимность среди отчуждения, юмор среди абсурда. Чао-Танг запечатлел специфичные для своего времени фотографии. Их можно рассмотреть как портрет психологического состояния тайваньского народа в период политического угнетения, который растянулся с 1949 по 1987 год, и вошёл в историю как «белый террор». Тревожность, бессилие, обман, страх и злость, проецируемые обществом в целом под двойным натиском внешнего давления и внутреннего напряжения, – всё это нашло выражение в его работах. И даже в нынешнюю эпоху глубокое понимание фотографом горечи и абсурдности жизни по-прежнему остаются ядром его фотографий.
«Мои образы служат признанием гнева и потери, которые испытывают молодые люди в консервативной и скучной политической реальности. Я хочу выразить саму суть жизни через поставленные вопросы и вызванные сомнения», – объясняет фотограф.
В 1960-е годы Чанг Чао-Танг вдохновлялся сюрреализмом, экзистенциализмом и театром абсурда. На фотографиях это отобразилось «обезглавливаниями», крупными планами и специфичным выбором локаций – высокие горы, пустоши, заброшенные ландшафты, балконы высотных зданий. Если он не размазывал белый грим на лицах своих друзей, то надевал им на головы полиэтиленовые пакеты или снимал не в фокусе, создавая странное чувство опустошающей драмы. Такие образы, казалось, подразумевали повторное открытие тела, возвращение к себе, объятие нигилизма.
В ту эпоху фотограф описал себя как одинокого волка, открывающего окно среди ночи, чтобы выть во внешний мир. Тогда работы Чанга заложили основу его дальнейшей эстетики и стиля. Как он отметил: «Кажется, я никогда не отбрасывал экзистенциальное чувство, которое уловил из пустоты и бесплодия модернизма. Оно сопровождает меня по сей день».
История искусства – это история искажённых восприятий, которые не могут формироваться из того, что принято считать нормальным и обычным. Парадоксально то, что зачастую именно искажённое видение предполагает истинную форму, которая более универсальна и, конечно, лежит не на поверхности. О такой реальности работы Чанга Чао-Танга. Его фотографии нисколько не меняют реальность, но изменяют её образ в снимках, а значит – и наше восприятие действительности.
Через сюрреалистические образы Чанг Чао-Танг раскрывает парадоксальность реальности, утверждая её загадочную и непостижимую природу. Ведь цель сюрреализма не в том, чтобы принести зрителю пробуждающий шок, выставляя обыденное чуждым, а скорее в том, чтобы показать, что мир всегда был неизведанным и причудливым. Реальность кажется обыкновенной и привычной лишь до тех пор, пока мы не проникнем в её глубины. Узнаваемая ширма, которую человек принимает за окружающий мир, не является ни его фундаментальной основой, ни его истинной формой. Это лишь поверхность. Реальность по своей сути сложна.
Читайте также: Снимки жителей трущоб на фоне дорогих домов. Фото
По собственному признанию, Чао-Танг снимает не для удовольствия сторонних, без всякой миссии и обязательств, а чтобы справиться с внешней скукой и внутренней пустотой. Выбор абсурда и сюрреалистического подхода отражает идеологию и угнетённость своей эпохи. Но не время его главный герой. «Моя ключевая тема – “Жизнь”. “Время” – вторично. Хорошая фотография должна быть свободна от уз времени и пространства. Я увлечён различными этапами жизни, её процветанием и упадком, её ростом и разрушением».
Отчуждение и опустошённость читаются на многих снимках 75-летнего фотографа. «Я пытаюсь запечатлеть момент, когда встречаются реальное и нереальное. Происходит своего рода неловкая встреча отчуждения и неопределённости», – говорит фотограф.
Его более полувековая карьера не ограничивается фотографией. Чао-Танг занимался созданием телевизионных программ, съёмкой документальных фильмов, написанием и редактурой книг о тайваньских фотографах, курированием выставок и преподаванием курсов по фотографии и кинопроизводству. Его работы не только соритмичны пульсу эпохи, но и служат далеко идущими свидетельствами истории.
Чанг удостоился авторитетных национальных наград, его назвали самым «представительным фотографом Тайваня», на что он ответил: «Это звание – бремя тщеславия, оно совсем не важно. В оставшиеся годы я хочу делать только то, что мне нравится».