Что заставило ее жить в холоде.
Аушру Ревутайте с 1982 года жила на казахском леднике, наблюдая за его изменениями. Ее именем назвали вершину одной из гор. Но что заставило молодую женщину посвятить свою жизнь холоду и одиночеству? Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на Bigpicture.
Литовский режиссер Аудрюс Стонис снял документальный фильм о своей соотечественнице, которая более 30 лет назад уехала жить на исследовательскую станцию в Казахстан. Кино снималось три года, за это время режиссер совершил четыре экспедиции, пытаясь раскрыть героиню, но она осталась столь же загадочной, сколь и сами горы.
«Моя позиция оказалась очень наивной. Если ты живешь 30 лет в одиночестве, то не начнешь рассказывать о своей жизни. Она не говорила с нами».
Из-за замкнутости Аушру фильм вышел практически немым. Но режиссер все же нашел человека, который смог рассказать хоть что-то. Это был казахский музыкант — он заявил, что знает похожую легенду и готов ей поделиться, после чего молча начал играть на домбре.
На недоумение режиссера музыкант ответил, что может рассказать эту историю только так, без слов, исполняя тысячелетнюю мелодию «Желтая». Весь фильм — это потрясающие виды, звуки домбры, разговор женщины с собакой и ее рассказ о том, как она накормила туристов дерунами.
«Мы с оператором говорили шепотом. Почему-то не хотелось громко разговаривать, словно от этого все могло разрушиться. Я чувствовал, что героиня душевно мне очень близка».
Аушру жила и работала на станции, держалась отстраненно от людей и только изредка улыбалась. Режиссер отметил, что женщина четко обозначила расстояние, на которое к ней можно приблизиться, — никакого нарушения границ.
«Она показала нам долину кристаллов, но не позволила снимать. Для нее это святое место».
За 30 лет женщина и ледник стали единым целым, ее настроение зависело от его состояния. Но, по наблюдениям режиссера, была и обратная связь — когда у Аушру портилось настроение, начиналась буря. Буря в одном из кадров фильма случилась как раз после того, как съемочная бригада повздорила с отшельницей.
«Аушру пережила какую-то трагическую историю, а в горы приехала доживать. Однажды она показала камень, под которым хотела бы быть похороненной».
Чем дольше затягивались съемки, тем труднее было их продолжать. Аушру злилась, когда нарушалось ее личное пространство, она отстранялась. К четвертой экспедиции она и вовсе пропала из кадра, остались только горы. Кем она была до переезда, почему так поступила? Загадка. Аудрюсу Стонису известно только то, что у нее нет семьи и родных.
Кадры невероятного по красоте ледника и взаимоотношений героини с кошкой и собакой сменились ее отъездом. Аушру сидит в автобусе, вытирает слезы и прячется от камеры. Куда она уехала — режиссер не знает. Возможно, переехала на другую станцию в горах. Стонис уверен, что она не может жить без гор.
Но фильм не только об одиночестве конкретной женщины, он о цивилизации, вторгающейся в природу.
В нем присутствуют архивные материалы 1956-1958 годов, времени строительства станции. Здесь работали 15-16 человек. На момент съемок фильма станция закрывалась, ее место должен был занять военный полигон. В последней экспедиции режиссера в некогда пустынном месте много солдат, оставшихся за кадром.
Олицетворением нового времени в фильме становится казах Рома. Он возит туристов в горы и не придает большого значения природе — кричит, прыгает, но затем исчезает. Так же внезапно, как и главная героиня.