Человек существо высокоморальное, потому что верит в Бога или мы верим в Бога, потому что высокоморальны?
Франс де Ваал утверждает в своей последней книге, что ответ, безусловно, кроется под вторым изречением. Семена для нравственного поведения предшествовали появлению нашего вида миллионы лет назад, и необходимость классификации поведения с развитием моральных принципов привело к созданию религии, утверждает он.
Большинство религиозных лидеров утверждают, что все наоборот: наше чувство моральной нравственности дано нам от Бога, и без Бога не было бы никакой морали.
В книге «Бонобо и атеист» автор отвечает на один вопрос: он атеист, хотя он принижает усилия других атеистов, чтобы убедить общественность отказаться от всех верований в сверхъестественное. Религия служит своей цели, утверждает он, особенно через ритуалы и совокупность убеждений, которые помогают укрепить социальные связи.
Де Ваал — профессор биологии в университете Эмори и директор Центра живые связи в Центре по изучению приматов в Йерксе в Атланте. Он по праву считается одним из ведущих экспертов в мире по Приматологии, особенно шимпанзе и их веселых сексуально озабоченных родственников, бонобо, которых иногда называют забытой обезьяной, потому что они стали очень редки.
За годы исследований во всем мире, де Ваал сделал такие главные выводы: шимпанзе и бонобо, а также другие приматы ясно показывают сопереживание тем, кто страдает. У них есть чувство справедливости, они заботятся о тех, кто нуждается, и они будут делиться тем, что у них есть с теми, кто менее удачлив.
Эти и другие человеческие черты, которые были четко задокументированы и другими исследователями, также показывают, что они имеют некоторое представление о морали. Это не означает, что они моральны, но у них есть «основные строительные компоненты» для развития морали, утверждает де Ваал.
«Я привожу эти примеры для того, чтобы доказать, что основа морали старше человечества, и нам не нужен Бог, чтобы объяснить, как мы оказались там, где мы находимся сегодня», — пишет он.
Наше нравственное чувство, продолжает он, приходит изнутри, а не сверху. Почему кто-то должен чувствовать себя виноватыми, если он не знает разницы между добром и злом?
Шимпанзе испытывают страх и чувство вины, скорбят над умершими и больными, но верят ли они в Бога? «Сомневаюсь», — говорит автор.