Окончательный документ практически повторил декларацию, принятую два года назад, на предыдущем саммите в Вильнюсе.
Крепкий, горький, но сладкий. «Рижский бальзам», пожалуй, самый известный сувенир из латвийской столицы, можно сравнить с итогами завершившегося здесь в пятницу, 22 мая, саммита «Восточного партнерства». Для Украины он оставил в первую очередь горький привкус.
Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на Главное.
В совместной декларации по итогам встречи лидеров 28 стран Европейского Союза и шести постсоветских республик сказано, что его участники «признают европейские устремления и европейских выбор» отдельных участников. Это фактически повторение декларации, принятой два года назад, на предыдущем саммите в Вильнюсе.
Попытки украинского президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Павла Климкина, путем заявлений в прессе добиться от Брюсселя «признания европейской перспективы», не принесли успеха. Скорее, наоборот. В первом из 30 пунктов декларации подчеркнуто, что «Восточное партнерство» — часть «Европейской политики соседства», то есть о подготовке к возможному членству в ЕС речь не идет. Об этом же заявила и канцлер Германии Ангела Меркель, которая призвала «не пробуждать несбыточных надежд».
Сделанное еще в Берлине перед вылетом в Ригу заявление Меркель, пожалуй, самый тяжелый удар по «европейской мечте» Украины за шесть лет существования «Восточного партнерства». Латвийский министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс попытался смягчить его. «Я не могу сказать, что нынешнюю ситуацию надо воспринимать как отказ Европы», — сказал глава МИД председательствующей в ЕС Латвии. По его словам, Меркель лишь констатировала, что участие в «Восточном партнерстве» не означает автоматической перспективы членства в Евросоюзе.
В кулуарах саммита в Риге украинцы признавали, что «перегнули палку», пытаясь через СМИ надавить на Брюссель и Берлин. Возможно, это понял и сам Порошенко. На утреннее заседание он пришел последним и, казалось, был не в лучшем расположении духа. На «семейном снимке» Порошенко и Меркель оказались по разные стороны группы.
На итоговой пресс-конференции президент Украины упомянул о встрече с Меркель, на которой присутствовал и президент Франции Франсуа Олланд, но о своем несбывшемся желании промолчал. Большим достижением он назвал то, что ЕС признал за Украиной и другими участниками программы право «самим выбирать» свой путь. Это был намек на Россию, которая в итоговой декларации не упоминается ни разу.
Западные наблюдатели полагают, что позиция ЕС связана как с внутренними проблемами, так и с оглядкой на Кремль. Европейцы помнят, как перед саммитом в Вильнюсе Киев под экономическим давлением Москвы отказался подписывать соглашение об ассоциации, и к чему это привело. В Риге ЕС явно пытался избежать всего, что могло бы вызвать новое обострение кризиса между Россией и Украиной.
Вторым поражением Украины в Риге стал демарш Армении и Беларуси. Уже в первый день работы саммита в СМИ просочилась информация о том, что они отказываются одобрить текст итоговой декларации, если в нем будут слова об аннексии Крыма Россией. Многочасовые уговоры европейских лидеров результатов не дали.
Похоже, чтобы не демонстрировать раскол в «Восточном партнерстве», организаторы саммита пошли на уступки. Текст принятой декларации стал примером дипломатических хитростей. В третьем пункте от имени всех участников речь идет не об аннексии Крыма, а о «действиях против Украины», с которыми «нельзя смириться в 21 веке». В следующем пункте страны подтверждают свои позиции по принятой в марте 2014 года резолюции Генассамблеи ООН, которая осудила действия России и не признала крымский «референдум». Армения и Беларусь не поддержали ту резолюцию. ЕС же — но только от своего имени — подтвердил в Риге свою прежнюю позицию «о нелегальной аннексии Крыма и Севастополя».
На пресс-конференции украинского президента спросили, хочет ли Киев и дальше соседствовать в программе ЕС со странами, которые отказались признать аннексию Крыма. Порошенко дипломатично ответил, что это проблема не Украины, а этих стран.
Но, как и «Рижский бальзам», который смягчает свою горечь сладким привкусом, так и европейцы на рижском саммите попытались смягчить удар для Украины. В Риге был подписан меморандум о выделении Украине очередного транша макроэкономической помощи на сумму 1,8 миллиарда евро. Для Киева, балансирующего на грани дефолта, это решение как нельзя кстати. Глава Европарламента, немецкий политик Мартин Шульц, перед началом саммита сказал, что стабилизировать Украину экономически — важнее, чем говорить о перспективе ее членства в ЕС.
Более сговорчивым оказался Евросоюз в ответ на просьбу Украины и Грузии об отмене визового режима. В Риге Киеву и Тбилиси пообещали к концу года провести анализ ситуации и не исключили, что уже в 2016 году жители этих стран смогут отправляться в краткосрочные (до трех месяцев) поездки в ЕС без виз. Такой режим был введен в прошлом году для Молдавии, которая благодаря этому стала неформальным лидером в «Восточном партнерстве».
Для Украины в визовом вопросе есть подводный камни. Один из них — контроль границы. На данный момент Киев не контролирует сотни километров границы с Россией на востоке. На чем основывается оптимизм Киева решить этот вопрос до конца года, в Риге осталось неясным.
В целом после Риги осталось ощущение, что этот саммит — последний в такой форме. И от европейских политиков, и от представителей шести стран-партнеров все громче звучали пожелания о большей «дифференциации». Их и раньше условно делили на две группы: страны, желающие стать членами ЕС (Молдавия, Грузия, Украина), и остальные. Демарш Беларуси и Армении показал, что среди участников «Восточного партнерства» есть если не раскол, то трещина.
Отличился и Азербайджан, который в последний момент отказался присоединиться к совместной декларации. Из-за этого итоговая пресс-конференция началась с опозданием на час. Глава Совета ЕС, поляк Дональд Туск признался, что по телефону уговаривал президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в Ригу не приехал. В итоговой декларации страны приветствовали усилия Минской группы по посредничеству в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе.
Как предложил киевский политолог Владимир Фесенко, в ЕС стоит подумать о введении в «Восточном партнерстве» двух разных групп, «как в футболе, где есть первая и вторая лига».
Читайте также: МИД России в своей заяве высказал недовольство итогами саммита Восточного партнерства
В любом случае, запланированный на 2017 следующий саммит пройдет в особых условиях. Это будет год президентских выборов во Франции, парламентских выборов в Германии и референдума о возможном выходе из ЕС в Великобритании. На этом фоне, похоже, только оптимисты могут рассчитывать на новое сближение ЕС со своими восточными соседями.