Очень часто в Украине любят говорить о кредитах МВФ и курсе доллара. При этом почему-то часто специально или случайно путают взаимосвязь между кредитом МВФ и курсом доллара в Украине.
Согласно Меморандуму о сотрудничестве между Украиной и МВФ, кредиты которые предоставляет МВФ Украине запрещено использовать для валютных интервенций на валютном рынке. Эту валюту НБУ не имеет права продавать на межбанковском валютном рынке. Поэтому все утверждения, что: «вот, дадут кредит МВФ и НБУ сразу будет всем продавать валюту» априори являются ошибочными. В 2008-2009 годах МВФ действительно допустил ошибку, когда разрешил правительству Юлии Тимошенко использовать валюту своих кредитов для валютных интервенций. Как результат, все кредиты МВФ тогда были проданы на межбанке, а потом через банковские обменники оказались под подушкой у населения. И когда в 2011 году настало время погашать 11 млрд. долл. кредитов МВФ, оказалось, что валюты не хватает. Хотя, надо сказать, что за 2011-2013 года худо-бедно, но большую часть кредитов МВФ, полученных во времена 2008-2009 годов, погасили. Но теперь МВФ уже не хочет допускать такой оплошности, и он запретил свою валюту использовать НБУ для валютных интервенций. А для того, чтобы НБУ случайно не нарушил условия, он одним из условий кредитования Украины поставил так называемый «маячок» (ориентир, выполнение которого является основанием предоставления траншей кредита Украине), который называется «чистые золотовалютные резервы». Это все золотовалютные резервы минус кредиты МВФ. На текущий момент золотовалютные резервы Украины почти 13 млрд. долл., а общая сумма уже полученных кредитов МВФ около 12 млрд. долл. Поэтому на данный момент чистые золотовалютные резервы Украины около одного миллиарда долларов, и вот только эти деньги НБУ может использовать для валютных интервенций на межбанке.
Если кто обратил внимание, НБУ в сентябре-октябре 2015 года скупал валюту на межбанке, а в ноябре продавал. Таким образом, НБУ и влиял на валютный рынок и удерживал курс гривны от чрезмерной девальвации. Надо сказать, это ему помогло. Хотя девальвация в ноябре была, но она не носила панический характер. А девальвация в 5% уже для многих кажется привычной и даже небольшой. Есть надежда, что и дальше НБУ будет проводить такую же политику. Время от времени, он будет скупать валюту на межбанке, а потом продавать. Вот только эта валюта действительно может быть свободно использована НБУ для валютных интервенций.
Может возникнуть вопрос: а зачем вообще тогда кредиты МВФ, если их нельзя использовать для валютных интервенций в Украине? Во-первых, кредиты МВФ нужны чтобы погашать старые кредиты МВФ. Так в 2014 году Украина получили от МВФ кредитов на сумму 4,9 млрд. долл., при этом Украины погасила МВФ старых кредитов на сумму 3,7 млрд. долл. и в результате непосредственно в Украине осталось 1,2 млрд. долл. от кредитов МВФ. И в 2015 году эта практика продолжилась. Украина получили от МВФ в общей сложности 6,7 млрд. долл., из них около 400 млн. долл. ушло на погашение старых кредитов МВФ. Во-вторых, и это считается самым главным фактором, ради которого и берут кредиты МВФ, кредиты МВФ идут на увеличение общих золотовалютных резервов Украины. Да, эти деньги нельзя использовать, но зато они положительно влияют на общую сумму золотовалютных резервов Украине. Во многом за счет кредитов МВФ золотовалютные резервы Украины в этом году и росли. Если бы не было кредитов МВФ, то, скорее всего, сейчас золотовалютные резервы Украины были бы на уровне пару миллиардов долларов, а так они значительно больше. Считается, что зарубежные инвесторы внимательно следят за размером золотовалютных резервов. Поэтому когда Минфин и НБУ говорят, что Украина ждет новый транш кредита МВФ, то, прежде всего, подразумевается, что вся эта валюта уйдет на увеличение золотовалютных резервов. Если МВФ успеет до конца года выдать Украине очередной транш (хотя это под большим вопросом), то золотовалютные резервы Украины на конец года будет около 15 млрд. долл., а если нет, то, скорее всего, так и останутся на уровне 13 млрд. долл. Хотя согласно расчетам МВФ на конец 2015 года золотовалютные резервы должны были быть около 18,3 млрд. долл. Но, не судьба.
Сложно сказать, насколько зарубежные инвесторы действительно обращают внимание на размер золотовалютных резервов Украины. Скорее всего, смотрят, но одним глазком. Так как, несмотря на все старания МВФ по увеличению золотовалютных резервов, на счет других зарубежных инвесторов, ничего не получается. На данный момент только МВФ был и остается главным инвестором Украины, другие инвесторы больше наблюдают, чем инвестируют. А зря. Ибо согласно прогнозу МВФ до 2020 года, предполагалось что за счет притока валюты в Украину за счет новых инвесторов золотовалютные резервы вырастут до 38,7 млрд. долл., и тогда Украина сможет без проблем погасить старые кредиты МВФ и уже дальше работать без кредитов МВФ. Может быть так и будет. Но это уже потом. А пока, что кредиты МВФ носят скорее декоративный и имиджевый характер, чем реально влияют на валютный рынок Украины, а тем более, на курс гривны. Поэтому не стоит говорить, что если МВФ даст кредит, то гривна ревальвирует. Скорее гривна и дальше будет не спеша, но девальвировать, и кредит МВФ никакого отношения к этому процессу не имеет.
Поэтому не стоит делать панику из заявления Натальи Яресько, что в этом году кредите от МВФ не будет. Они фактически и не нужен Украине. На курс гривны он вообще никак не влияет.