Приезд Байдена и завершение годового имунитета правительства повысили градус борьбы за пост премьер-министра Украины.
В основном это борьба носит деструктуктивный характер, ибо заключена в мочилове Яценюка, но не предлагает никаких альтернатив. Реальных альтернатив. Потому что можно сколько угодно раз называть фамилии честных людей, но это не позволит провести их через парламент. Скорее, мы можем говорить об обратном. Чем честнее — тем труднее человеку что выиграть конкурс, что получить 226 голосов. Реальность, не более.
Даже без наличия симпатий к Арсению Петровичу, который сделал все за последние полтора года, чтобы эти симпатии ушли, кампания против него выглядит неприятно. И даже пошло. Проплаченные митинги, мерзкие биг-борды, символизирующие отсутсвие вкуса и вызывающии ассоциации с вдумчивым выбором. Да и тот факт, что наша последняя надежда, Саакашвили, вместо игрока самого высокого уровня, превращается в «одного из», бросая обвинения только половине спектра, и забывая друзей президента, может вогнать в депрессиию. Короче говоря, по скорее бы все закончилось.
В этом противостоянии рационально желать сохранение премьер-министра на своем посту. По вполне простой причине. Последние полтора года подтвердили, что новые — это очень забытые старые. Которые пришли работать почти также, как Янукович, но воровать меньше. Чтобы не раскачать лодку. И реформы идут, но вопреки президенту или премьер-министру, а под давление кредиторов и части общества. И в этой ситуации необходимо, чтобы давление оставалось действенным. А значит игроки должны быть слабыми. Усилиение одной из сторон приведет к тому, что рано или поздно они «страх потеряют», а вместе с ним, и совесть. В данный момент к числу «слабых» относится Яценюк и его фракция, обладающие нулевым рейтингом. В таком состоянии премьер очень чувствителен к пожеланиям наших старших товарищей. А значит обществу выгодно поддерживать его в противостоянии с Порошенко, набирающим вес. Потому что с каждым этапом усиления чувствительность Порошенко к пожеланиям наоборот, снижается.
В случае же отставки Яценюка существуют два сценария. Порошенко усиливается, поставив на пост премьер-министра близкого себе человека. Как показал опыт, такая консолидация не приведет к консолидации реформ, логика позитивных изменений в другом. Тем более, что чистое премьерство Наталии Яресько или Михаила Саакашвили крайне маловероятно, или даже их дуэт. При сильном Порошенко конкурсы по выборам разного рода антикоррупционных прокуроров или глав ГФС покажутся нам цветочками. В то же время, если нового премьер-министра выбрать не получится, про реформы нам придется вообще забыть. Парламент превратится в болото, ведь досрочные выборы не нужны президенту, но голосовать такой парламент не сможет ни за один позитивный закон. В случае же досрочных выборов, самого крайнего сценария, львиную долю парламента в текущих условиях, на пике радикализации и экономическом дне, захватили бы популисты. И реформам это бы точно не помогло.
Таким образом, мы можем выбирать два пути, как и с налоговой реформой. Долгий путь преобразований, когда мы терпим и идем вперед, видя цель и понимая препятствия. Или авантюрный бросок в омут, когда мы влазим в драку, чтобы в процессе разобраться. Вероятность успеха есть и во втором случае, но она крайне мала. И да, мы не любим нашего премьер-министра. И это даже хорошо. Политиков не надо любить. Только в крайних случаях. Их надо менять, когда они исчерпали себя. И только когда это выгодно. И рационально. Эмоционально мы можем хотеть всего чего угодно, но рационализм — игра взрослых и ответственных людей. И нам пора быть взрослыми.
1 Comment
"Политиков не надо любить. Только в крайних случаях. Их надо менять, когда они исчерпали себя."
Судя по всему. автор считает. что Яценюк не исчерпал себя и вполне может натянуть с Украины следующие мимллиарды. и вогнать население в беспросветную нужду окончательно .
Аффтар пеши есчо