Наступивший 2016 год ставит перед Украиной задачу наполнить конкретикой многочисленные заявления об «уникальном потенциале». В современном мире нельзя претендовать на заметную роль в мировом сообществе на основе исключительно заявлений, необходимы и конкретные дела.
Географическое расположение, каким бы выгодным оно не было, равно как и политическое пространство государства необходимо наполнять реальной политикой – внутренней и внешней. Урегулирование на Донбассе сегодня является наряду с проблемой возвращения Крыма острейшей внешнеполитической проблемой, стоящей перед Украиной. Пролонгация Минских договоренностей на 2016 год, осуществленная явочным порядком, и усиление российской делегации доверенным лицом Путина – Борисом Грызловым – не должны никого вводить в заблуждение. Кремль намерен максимально использовать созданный на востоке Украины очаг напряженности в собственных целях, сковывая Украину в ее интеграционных усилиях.
Пока получается не слишком успешно для России, но она даже в нынешних неблагоприятных для себя условиях не прекратит бороться за сохранение своего влияния в нашей стране. Благо возможностей для этого заложено немало.
Тем временем многочисленные российско-украинские связи продолжают ослабевать. Москва аннулировала зону свободной торговли с Украиной, но не сумела заручиться поддержкой по этому вопросу других участников Евразийского экономического союза. Они сохранили взаимные преференции в торговле с Украиной. Свернуто авиасообщение между Россией и Украиной, за два последних года весь массив российско-украинских контактов заметно сжался в объеме. Новый российский тренд – разговоры о братских народах – рассчитан на людей с короткой памятью. К этой категории большинство украинцев, пусть и переживающие с ноября 2013 года самые драматические события в новейшей политической истории, не относятся.
Одно из очевидных достижений Украины – избавление от зависимости от российского газа. Путем диверсификации поставок и снижения потребления «голубого золота» нашей стране удалось минимизировать влияние «Газпрома» на украинскую экономику. Сменилась и тональность руководства российской энергетической монополии, теряющей одного из крупнейших клиентов. Украина тем временем намерена интегрироваться в европейскую энергетическую систему, чтобы наша газотранспортная система оказалась полезной всему континенту.
Украине предстоит реализовать свой европейский выбор не на словах, а на деле. Зона свободной торговли с Европейским Союзом заработала с 1 января в полном объеме, и интеграция экономического пространства будет происходить неотвратимо. Это означает, что украинским потребителям можно рассчитывать на расширение ассортимента качественных товаров, а производителям – повышать качество своей продукции для выхода на рынок ЕС – самый крупный и платежеспособный рынок в мире. Стимулов для этого достаточно, осталось воплотить многочисленные добрые намерения в жизнь.
Ожидается, что летом Украина получит упрощение визового режима с ЕС, позволяющее гражданам нашей страны с биометрическими паспортами пересекать границы шенгенской зоны без получения визы. Сегодня звучат голоса о том, что этот шаг – отнюдь не приоритетный для государства, в котором продолжается конфликт на Донбассе, а две трети граждан не имеют заграничных паспортов. Это не совсем так. Сближение с Европейским Союзом – процесс далеко не одномоментный, здесь важна тактика малых дел. Хотя евроинтеграция определена в украинских официальных документах в качестве стратегической задачи внешней политики, украинцев ожидает всплеск евроскепсиса, поскольку положительные результаты от внедрения ЗСТ с ЕС и безвизового режима проявятся далеко не сразу. Но есть и еще одна угроза – внутренний кризис самого Европейского Союза.
Как известно, Объединенная Европа проходит серьезное испытание на способность соблюдать свои ценности в условиях наплыва беженцев из Африки и Ближнего Востока. Некоторые горячие головы уже спешат восстанавливать национальные границы, еще более горячие – спекулируют на ксенофобии. Испытание, безусловно, серьезное, но для нынешних лидеров Германии и Франции 2016-й – предвыборный год, поэтому они будут бороться и за будущее ЕС, и за собственные политические перспективы.
Украине в этой ситуации целесообразно сделать ставку на собственную центральноевропейскую идентичность. Именно на территории нашей страны находится географический центр Европы, опровергать принадлежность Украины к европейской цивилизации могут лишь недалекие или политически заангажированные эксперты. Есть и еще одна особенность: чем дальше на запад континента, тем хуже понимание специфики украинских проблем. По разным причинам. Запланированный на апрель в Нидерландах консультативный референдум, призванный дать оценку Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, может серьезно осложнить процесс евроинтеграции. Поэтому нашей стране имеет смысл быть более активной на Балтийско-Черноморской дуге – в регионе, где сосредоточены страны, с которыми у Киева исторически были интенсивные отношения.
Поскольку создание стратегии деоккупации Крыма на официальном уровне заявлено в качестве приоритета, Украине предстоит развивать отношения и с Турцией. Для этого есть немало предпосылок, и обострение отношений между Анкарой и Москвой – далеко не самая главная из них. Лидеры крымских татар будут проводниками для официального Киева, и шансы на укрепление отношений в контексте повышения безопасности в Черноморском бассейне есть. Но не стоит забывать, что Реджеп Тайип Эрдоган – тот еще геополитический мачо, и в отношениях с его режимом киноцитата «Восток – дело тонкое» обретает дополнительное звучание.
Не должно оказаться на периферии украинской дипломатии и постсоветское пространство, ведь даже государства, формально находящиеся в союзных отношениях с Россией (Беларусь, Казахстан) предпочитают отношения с Украиной не разрывать. К сожалению, так и не удалось реанимировать весьма перспективный в свое время проект ГУАМ, но это не повод украинским дипломатам опускать руки, ведь лидерство на постсоветском пространстве – новый шаг к укреплению позиций во всем мире.
Два ближайших года Украина будет непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Наше представительство возглавил Владимир Ельченко – опытный дипломат, хорошо понимающий кухню Объединенных Наций. Безусловно, приоритетом станет борьба за украинские интересы на высоком международном уровне, но и о взаимовыгодном диалоге со странами Азии и Африки забывать не стоит, поскольку в современном мире дипломатия должна решать не только политические, но и экономические задачи.
Наша страна напоминает звезду, у которой несколько лучей-векторов. Их необходимо сбалансировать и придать не только эстетическую привлекательность, но и функциональную очевидность. Сделать это возможно при условии достижения консенсуса между разными ветвями власти и конкурирующими политиками внутри страны, чтобы национальные интересы хотя бы во внешней политике были приоритетом.