Почему на рынке акций «царит» депрессия

Прошедшая неделя в экономике проходила на фоне саммита в Давосе, крупнейшего ежегодного события в мировой экономической тусовке

Туда слетаются те, кто что-то решает в мировой экономике, те, кто хочет попасть на встречу с теми, кто что-то решает в мировой экономике и просто любители сделать селфи на фоне тех, кто видел тех, кто что то решает в мировой экономике. Для последних вне форума, но в том же здании, даже организовывают завтраки.

В этот раз саммит сопровождался худшим началом года за многие лыжные сезоны в Давосе, когда фондовые рынки летели вниз, корпорации теряли миллиарды капитализации, нажитые непосильным трудом, а многие инвесторы оказывались у разбитого корыта, доверившись то ли своей интуиции, то ли мудрым управляющим, обещавшим гарантированный заработок на акциях мировых гигантов и взявших непосильное плечо. Завершение большого сырьевого цикла продолжает определять погоду на мировых рынках. Летящая вниз нефть, падающие металлы, звонко превращающие вчерашних королей в немножко банкротов, толкают вниз и фондовые индексы. Шутка ли, мир теперь должен научится жить по другому. Само собой, падают акции самих сырьевых компаний, чья продукция теперь стоит в разы меньше.

И если падение металла и руды прошло свой пик в прошлом году, и теперь лишь по инерции продолжает неспешное движение, то очередное падение стоимости нефти оказалось уже не дежурным. Шутка ли, в некоторых уголках мира, таких как Северная Дакота, на неделе нефть отдавали бесплатно, да еще и приплачивали. Это не только приводит к падению котировок нефтяных компаний, но и обостряет чувство духовных скреп в уголках мира, привыкших покупать дорогие машины на сдачу. И похоже, для многих шейхов станет реальность байка, что «мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я езжу на роллс-ройсе, мой внук будет ездить на верблюде».

В связи с этим появляется необходимость поднять величие на новый уровень, что приводит к грозным кричалкам и даже расчехлению пушек. Которые, пока, к счастью, не стреляют. В то же время, страдают и компании из стран, к кому переходит эстафетная палочка локомотивов мировой экономики, породивших разного рода Элонов Масков.

Дело в том, что за последнее десятилетия дорогих цен на сырье сложилась новая модель, когда сырьевые придатки выбирали себе авторитарные режимы, те добывали сырье и продавали его развитым странам, раздавали часть денег благодарному народу, который покупал Айфоны. А теперь рынок потенциальных покупателей дорогих игрушек, добавленная стоимость на которые формируется где-то в Калифорнии, существенно снизится. И пусть условный американец станет богаче, но он не купит себе два Айфона, а вот условный житель Венесуэлы теперь не только Айфон не купит, он даже туалетную бумагу найдет с трудом, да и российским модницам лабутены или уги станут менее доступными. Конечно, все устаканится и мир привыкнет жить с новой парадигмой, где кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Но стресс оказался слишком сильным. Вот и индекс S&P500 в результате откроется в пятницу на уровне в 1868,99 пунктов. И это не пик падения, рынок уже успел развернуться, нарисовав какую-то очень важную фигуру из технического анализа. Да и пока, несмотря на огромный шум от падающих рынков, мировая экономика чувствуется себя умеренно хорошо и буря проходит в ограниченном пространстве. Даже индекс страха вырос меньше, чем в прошлом сентябре и пусть показывает, что у участников рынка пульс бьется учащенно, но доктора еще вызывать рано.

На фоне бурлящих событий на мировых рынках, в украинском сегменте еврооблигаций наступило затишье. Спекулянты, поставившие на Украину в прошлом году, тихо считают бонусы (намедни Bloomberg признал покупку еврооблигаций Укрзализници самым доходным вложением прошлого года) или продолжают отдыхать. Или увлечены происходящим на более ликвидных развивающихся рынках. Резких движений не наблюдается, информационных поводов тоже. Тот самый дефолт, которым пугали северные соседи больше полугода, состоялся и его заметили только северные соседи. Сейчас они активно грозятся подать в Суд. Лондонский. Интересно, это будет тот же суд, который давече признал Путина немножко, предположительно, террористом и убийцей или какой-нибудь другой. Впрочем, заседать там будет все равно одногруппник или собутыльник. Так что суд будет интересным. Если россияне все-таки в него подадут.

На внутреннем рынке Украины, как на внутреннем рынке любого порядочного сырьевого придатка, под давлением оказывается национальная валюта. Большую часть падение металлов, конечно же, гривна отыграла еще в прошлом году, поставив один из девальвационных мировых рекордов. Но давление сохраняется, да и наверное никуда не денется в ближайшее время. Плюс, щедрость Кабмина в конце прошлого года привела к появлению избыточной гривневой ликвидности, а вот долларовая итак ограничена, да и еще и чисто американские праздники приводят к периода, когда и от экспортеров ничего не приходит.

В результате, случаются заносы, когда гривна на межбанковском рынке улетает выше 25,5. Это приводит не только к привычной панике на черном рынке, но и заявления украинских политиков, что надо разобраться и спасать. Впрочем, политики еще не отошли от спячки и не успевают за событиями, в результате их заявления приходятся на пору, когда гривна уже успевает отыграть большую часть потерь. Впрочем, шанс у них еще будет, потому как в ближайшее время Украина вряд ли придумает, чем заменить металл и руду. Украинские футболисты идут не так хорошо, а идея с продажей украинский политиков, причем по весу, чтобы за большого деятеля можно получить до 1 млрд долларов, конечно хороша, но скорее слишком утопична. Поскольку запас таких деятелей у нас слишком велик, это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Тем более, рынок определяет спрос и предложение и в конце концов, если продавец будет так накручивать цены, но потребитель обратится уже к услугам гораздо более дешевых киллеров.

Для лучшей стрессоустойчивости гривны не помешало бы наконец достичь договоренности с МВФ. И, похоже, на полях Давоса снова, как и год назад, удалось поймать Кристин Лагард и, посмотрев на нее глаза котика имени Антонио Бандераса, убедить, что деньги нам давать можно. Тем более, в группу визитеров были включены министр финансов и министр экономики, последние люди, которым еще доверяют в Украине. В это время само министерство финансов вернулось на внутренний рынок заимствований, проведя ряд первичных аукционов. И сделано это довольно успешно.

В гривневых бумагах начался процесс выстраивания кривой доходности, который станет еще успешнее, если НБУ прекратит конкурировать с правительством путем выпуска коротких депозитных сертификатов. А в валютных бумагах состоялось крупнейшее размещение со времен бегства Януковича, и Минфин привлек порядка 500 млн. долларов на внутреннем рынке. Скорее всего, это было сделано за счет денег, которые накопились на счетах государственных банков, полученные ими в результате погашения замороженных бумаг, принадлежащих убежавшему Януковичу. Круговорот денег в природе на лицо. На рынке акций продолжаются продажи и депрессия. Индекс УБ откроет пятницу на отметке 656 пунктов.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности