Вот будь я каким-нибудь министром или главным банкиром, а еще лучше президентом, то я бы вообще запретил давать гражданам кредиты, займы, ипотеки и прочие штуки в валюте
В крайнем случае, на срок не более года. Скажите строго, что мы живем в России, мы россияне, наша денежная единица называется рубль и расчеты все надо осуществлять в рублях. Скажите и избавьте людей от искушения и трагических последствий.
Сейчас ипотечники перекрывают улицы, чуть ли не штурмом берут отделения своих банков, готовы там ночевать и голодать. Люди оказались не только на грани потери своего дома, а просто на грани выживания – вместе со своими семьями. Жалко вам этих людей? Мне, например, очень их жалко. Конечно, найдутся такие, кто поехидничают. Те, кто любого обладателя валюты считают жуликом, а любого покупателя квартиры барыгой и аферистом. Хотя были бы они барыгами – так просто взяли бы, да и купили это жилье без многолетней кабалы. Но есть тут одна моральная проблема. Бедолаги взяли валютную ипотеку сами, по доброй воле.
Конечно, банки, случается, мухлюют, пользуются нашей финансовой безграмотностью, доверчивостью нашей, печатают кучу листов мелким шрифтом. Но если ты ввергаешь себя на долгие годы в такую затею – наведи все возможные справки, прочитай все эти страницы и разбери все самые маленькие буковки. Брать ипотеку в валюте было рискованно, но выгодно. И люди, поверив, что Россия поднялась с колен и рубль из деревянного превратился в твердокаменный, решили рискнуть. В нашей стране, где нет ничего глупее, чем вообще загадывать хоть на какой-то срок, граждане планировали стабильную жизнь на пять, десять, а то и больше лет. Язык не поворачивается сказать, мол, вы ребята сами виноваты, но с другой-то стороны…
Другая сторона, впрочем, есть. Ведь курс доллара в 33 рубля не просто так за два года вырос почти до 80 рэ. За это не только ипотечники, но и все мы должны сказать большое человеческое спасибо родному государству и его мудрой политике на всех фронтах. Тут тебе и Крым, тут тебе и Донбасс, тут тебе и святая вера в нефтяную иглу, тут тебе и Сирия – да полно тут всего. И если уж государство стало полноправным соучастником этой тяжелой истории, то ему и нужно шевелить чем-то, что заменяет ему мозги. Я не знаю, что в этой ситуации делать конкретно, потому что я не банкир, не финансист, не министр и не президент. Но вот брать ипотеку в валюте я бы в нашей прекрасной стране запретил точно.