Петр Алексеевич не теряет надежды сформировать полностью подконтрольное правительство. Именно в рамках решения этих задач Порошенко провел встречу с представителями гражданского общества. Общий красивый слоган, который предлагает президент, звучит как «сформировать правительство технократов»
Слово «технократ» сейчас самое модное и должно понравиться людям. Во всяком случае, именно так считают на Банковой. Но есть ряд условий, на которых настаивают организаторы процесса. Потому что все сложно, участников и попутчиков много, а количество условных пряников всегда ограничено по умолчанию. Поэтому потенциальным технократам и их сторонникам придется сразу смириться с тем, что им достанется не весь пирог и даже не половинка. Кое-что должно перейти под контроль президента. Если делить по-честному, то на всех не хватит. Так что делить кресла будут «по справедливости».
В первую очередь, это кресло премьера. Туда должен перейти спикер Верховной Рады Гройсман. Потому что технократы это, конечно, здорово, но сценарий писали не для них. Естественно, одним Гройсманом аппетиты Банковой не ограничиваются. Есть и другие министерства, которые должны перейти или остаться под полным контролем людей президента. А 226 голосов в Верховной Раде собрать надо? Это технократы могут не забивать себе голову скучными вопросами, а режиссер обязан обеспечить голосование.
Набрать 226 голосов не так просто – придется делиться с союзниками. А у тех аппетиты тоже вполне приличные. И если Батькивщине, Ляшко и Самопомочи можно давать министров, то «Оппозиционный Блок» так прямо показывать народу нельзя. Значит, им дадут кресла заместителей, ключевых руководителей департаментов с широкими полномочиями и прямым доступом к бюджетным потокам. И тут сразу несколько проблем.
Первая, но не главная – время. Торги за кресла настолько увлекательный и трудный процесс, что он неизбежно затянется. Для страны эта мышиная возня означает, что даже медленное движение вперед мы сменим на полную остановку. Пока лебедь, рак и щука определяться с направлением и ценой вопроса для каждого. Естественно, ни о каких кредитах МВФ и инвестициях в этот период не может быть и речи – финансисты должны понять, с кем и в течение какого срока им предлагают вести диалог.
В общем, гривна улетает далеко, вместе с фиксированными зарплатами и пенсиями, но серьезных людей это не огорчает – кто-то заработает на самом процессе, другие выиграют за счет сокращения долларового эквивалента зарплат на своих фабриках и заводах. Спешить не будут. Но главная проблема в другом.
Кресел на всех не хватит. И технократам в результате останется почти ничего, а то и исключительно церемониальные должности. И будут умные люди год изображать реформы, делая вид, что не слышат за спинами противного сопения и чавканья. И уйдут – рано или поздно. Потому что служить ширмой стыдно, но чтобы понять, что ты именно ширма потребуется определенное время. Ну а чавканье будет фоном – это неизбежно. А может в процессе торгов кто-то из серьезных людей махнет рукой и процитирует Шуру Балаганова» «А кто такой Козлевич?!»
В самом деле – кто такие технократы? Чужие непонятные в этой системе координат люди. Их могут вывести за скобки вообще, потому что ширма это здорово, но кресел не хватает. Так что выйдет группа до боли знакомых лиц во главе с Гройсманом, сыто рыгнет и скажет нам – «Приятно познакомиться. Технократы теперь мы». Народ, конечно, может это и не проглотить на фоне сорока гривен за доллар. А когда президент скажет «Других технократов для вас у меня нет», могут вынести из кресел сразу всех. Тут без шуток уже – оптом дешевле.