Россиянам готовиться к голодным бунтам?

В Москве под покровом ночи экскаваторами разрушили несколько десятков магазинов, среди которых большинство были продовольственными

Власти Москвы заявили, что это были незаконные постройки, владельцы говорят о выигранных судах и законном предпринимательстве. На видео видно, как люди возмущаются, когда экскаваторы разрушают постройки, где горит освещение, а внутри находятся люди. В российской блогосфере напомнили о том, что пострадавшие предприниматели еще недавно поддерживали Путина в оккупации Крыма и украшали свои магазины полосатыми ленточками

Можно ли ожидать, что хотя бы среди маленькой части россиян появились настроения, похожие, если не на революционные, то хотя бы на протестные? Эксперты называли цифры – несколько десятков тысяч человек, лишенные работы в разрушенных магазинах, парикмахерских, ремонтных салонах. Если учитывать, что у них есть семьи, родственники, друзья и единомышленники, то количество возмущенных может достигнуть пару сотен тысяч человек. Логично приплюсовать и сочувствующих – их еще несколько сот тысяч. И что, хотел бы я спросить – насколько россияне готовы отстаивать свои права? А права, судя по всему, действительно были нарушены – это видно и по спешной реакции властей и глупым оправданием какой-то целесообразности, а не закона. Что дальше?

Если просмотреть все известные случаи бунтов, восстаний или волнений за несколько веков российской истории, то можно заметить странную закономерность. Поводом для недовольства населения никогда не были ущемления прав или ограничения демократии. Почти всегда это были или еда, или алкоголь. Недаром одна из известных работ художника Ивана Владимирова «Погром винного магазина» показывает, как революционные солдаты грабят винный магазин. Одни вроде как побежали Зимний дворец брать, другие под шумок магазины грабить, в первую очередь – с алкоголем. Зимний после того, как взяли тоже грабили, у Ивана Владимирова есть и на сей счет картина. Обвинить художника в предвзятости нельзя – надо еще поискать такого советского патриота, как он. Но, как говорится, от правды не уйти.

Один из самых известных бунтов случился в мае 1905 года на броненосце «Потемкин». Полностью корабль назывался «Князь Потемкин-Таврический», но советская пропаганда решила сократить, без упоминания князя. Того самого Григория Потемкина, известного своими «потемкинскими деревнями» из декорированных построек – прямо как современная российская пропаганда заменяет реальность фальшивкой. Через 20 лет после восстания Сергей Эйзенштейн снял фильм, в котором было слишком много пропаганды и заказной драматургии. Матросы всего лишь хотели хорошо кушать и подняли бунт из-за плохого питания на корабле.

Но пропаганда закрепила в сознании советских людей революционный настрой борцов за какую-то свободу. В 1923 году Георгий Шенгели написал пьесу, потом были изданы мемуары участников, напечатаны сотни публицистических статей, созданы опера, два балета, драматический спектакль. В фильме Эйзенштейна есть впечатляющие кадры червивого мяса, но все остальное – как будто предвестник будущей революции и мифического «светлого будущего». А потом все-таки была еда, про свободу матросы и офицеры ничего не знали.

Голодных бунтов на территории нынешней России было всего несколько, хотя поводов было намного больше, и главный – голод. Самый большой бунт разразился в 1601 году и длился три года, после того, как в 1600 году начались дожди, шедшие без остановки весну и лето. Зерно не успевали высевать, зимой пропитанная водой земля промерзала, начался небывалый неурожай и голод. Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын писал в своем «Сказании»: в Москве за эти годы только на трех скудельницах (кладбищах) похоронили 127 тысяч человек, умерших от голода – «Омрачи Господь небо облаки и толико дождь пролиася, яко вси человeцы во ужасть впадошя и преста всяко дeло земли и всяко сeмя сeянное возрастши разсeдеся от безмeрных вод, лиемых от воздуха».

Третья глава «Сказания» рассказывает «О зачале разбойничества во всей России». С 1601 года, как писал Палицын, началось «разбойничество во всей России». Отряды разбойников, то есть бывших крестьян, холопов, посадских людей начали нападать на помещиков и богачей. Власть снарядила против них карательные отряды. Как и сейчас, власть использовала уничижительные слова, чтобы настроить не бунтовавшее население против «воров», «разбойников» и «лихих людей». В 1603 году началось восстание под руководством Хлопка (Хлопко) Косолапа, избранного восставшими атаманом.

Профессор Василий Лешков насчитал, что с начала XI до конца XVI века на каждое столетие в России приходилось по восемь неурожаев, которые повторялись через каждые 13 лет, вызывая иногда сильнейший голод. Из разных источников известно, что голод был в 1024, 1070, 1092, 1128, 1215, 1230-1231, 1279, 1309, 1332, 1422, 1442, 1512, 1553, 1557 и 1570 годах. О ранних случаях не известно из-за отсутствия письменных источников, но о голоде в средневековье есть описания в летописях и работах русских историков. В XIII веке были отмечены случаи каннибализма: «инии простая чадь резаху люди живые и ядяху, а инии мертвые мяса и трупие обрезаече ядяху, а другие конину, псину, кошки». Историки подсчитали, что с XII по начало XVII века только среди городского населения – около 3,4 миллиона человек.

Кроме голода и восстания при Борисе Годунове в 1601-1603 годах, голод опять был отмечен в 1608, 1630 и 1636 годах. При царе Алексее Михайловиче голод 1650 года вызвал восстание во Пскове – из-за быстрого роста цен на хлеб и обязательства русского правительства поставить Швеции зерно в счет компенсации за перебежчиков с территорий, уступленных шведам по Столбовскому миру 1617 года. Восставшие были из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты – они громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу, находившуюся в Пскове, дипломатическую миссию короля Швеции. За месяц бунтовщики полностью захватили власть в городе, создав мирской сход, а также Земскую избу – выборный орган местного самоуправления.

Псковское восстание, как и одновременно начавшееся по тем же причинам Новгородское восстание, было подавлено – и силой, и хитростью, а все организаторы были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы. Но голод продолжал преследовать Россию. Во время голода в Нижегородской губернии в 1734-1735 годах крестьяне питались гнилою дубовой корой, ели дубовые желуди. Число неурожаев и голода в течение XVII-XIX веков увеличивалось, до 1854 года их было 69. В XIX веке неурожаи и голод происходили каждые 5-7 лет. Голодали даже поволжские губернии, где плодородный чернозем.

Описание того, чем питались люди, поражает выносливостью и терпением: в 1822 году в Повенецком уезде Олонецкой губернии во всеобщем употреблении у крестьян была сосновая кора вместо муки. В 1833 году хлеб заменяли желудями и древесной корой, а муку смешивали с глиной. Само министерство внутренних дел прописывало иногда рецепты для приготовления разных суррогатов: в 1843 году учило, как делать хлеб из винной барды или из картофеля с примесью ржаной муки, а в 1840 году предлагало способы приготовления муки с примесью свекловицы. Неизменный результат всякого рода суррогатов – болезни и усиленная смертность. При большевиках история повторилась, но она уже имеет другие причины – голод в 1920-1930-1940-х годах был результатом репрессий советского правительства – раскулачивания, уничтожения частной собственности и создание колхозов.

За всю историю Российской империи, а потом и Советского Союза, произошло более 150 восстаний и бунтов, по большей части имеющих экономические причины, точнее нехватку еды, голод и связанные с ними эпидемии. Были экзотические бунты, например, «картофельные» – в 1834-м и в 1840-1944 годах, или «водочные» – самый крупный был в 1648 году после введения откупной системы, или в 1859-1862 годах. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева или восстание под предводительством Степана Разина в 1670-1671 годах имели, по большому счету, те же экономические причины. Советская историография придавала этим восстаниям политический смысл, подробно рассказывая о карательных операциях против восставших.

Конечно, случившееся в Москве вряд ли сопоставимо по масштабам с происходившем в российской истории последние несколько веков – всего лишь небольшая аналогия. Куда страшнее примеры войн, в которых участвует Россия, и жертвы которых исчисляются уже сотнями тысяч. Но и в этом случае россияне, молча, наблюдают за тем, что вытворяют их правительство и президент. В таких примитивных обществах, где поводом для бунтов становится еда, наверное, следует ожидать нечто подобное, как уже было в XVII или XIX веках.

Путин постепенно готовит людей к тому, что продукты, которые давят бульдозерами, – это испытание для россиян: промолчат – будут давить и дальше, население будет встречать восторженно каждую раздавленную тонну персиков или мандаринов. Будут ли бунты в России? Может, будут, а может, и не будут – это зависит не от россиян, а от вождя. Даст слабину – его растерзают на клочки, как Тузик грелку. А пока он издевается над россиянами со знанием предмета – они многое стерпят.

Свыше половины (53%) россиян считают, что более всего России угрожает рост цен и обнищание населения. Как сообщает агентство «Интерфакс», согласно социологическому опросу, проведенному «Левада-центром», 49% граждан боятся экономического кризиса, 35% – безработицы. Будут терпеть и дальше?

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам

1 Comment

Антон 15.02.2016 - 13:43

Рабы. Будут жить и дальше в деревянных сараях, называемых домами без газа. Будут смотреть как этот самый газ и нефть безбожно тащит питерский кооператив "Озеро" вывозит за границу, а деньги рассовывает по карманам.

Добавить комментарий