Украина окажется с новой старой коалицией?

Правительство – это не только министры. Это кадровая и политическая ответственность партий коалиции

Возможности для отставки кабинета увеличиваются с каждой минутой после того, как решение участвовать в сборе подписей приняла самая большая фракцияпарламента. Или, точнее – принял глава государства, имя которого носит эта фракция. Практически с сегодняшнего дня Украина вступает в период временного правительства – который неизвестно когда закончится, но явно замедлит любые преобразования и ухудшит ситуацию в стране. Потому что временное правительство – это правительство, к которому нарочито не прислушиваются, за законопроекты которого не голосуют и денег которому не дают. Такое правительство вряд ли может рассчитывать на кредиты и вряд ли может провести приватизацию – а значит, вряд ли может исполнить даже тот бюджет, который уже принят парламентом. Хотя, возможно, как раз с бюджетом больших проблем не будет. Отсутствие кредитов будет означать резкий рост курса национальной валюты по отношению к доллару. А значит, гривна будет. В бюджете, не в кошельках.

Но дело даже не в этом – дело в будущем. Дело в том, какое правительство придет на смену временному. Мои коллеги привычно обсуждают кандидатуры министров, пытаются понять, кто станет новым главой правительства. Эти разговоры выглядят досужими хотя бы потому, что у тех, кто затеял сбор подписей за отставку правительства, нет никаких – вообще никаких планов на будущее. И уж тем более согласованных планов. План, собственно, один – отправить правительство в отставку, если получится, а потом – «порешать», как всегда решалось в украинской политике. Или «порешать» с премьером и правительством, только угрожая отставкой – тоже привычный прием украинской политической жизни. С другой стороны, кандидатуры новых министров легко можно себе представить, исходя из недавно появившегося списка возможных членов правительства от БПП. Ведь БПП и при формировании нового кабинета останется самой большой фракцией действующего парламента.

В этом – вся суть проблемы. Правительство – это не только министры. Это – вообще не министры. В президентской республике правительство – это результат кадровой политики главы государства. В парламентско-президентской – это результат ответственности коалиционных политических сил. В нашей – это результат кадровой политики главы государства и ответственности коалиции.

Правительство будет формировать все тот же глава государства, который располагает поддержкой самой большой фракции парламента. Максимум того, что может произойти – так это замена «технократов» от БПП на политиков от БПП и фамилии этих политиков мы, в принципе, уже знаем. Свои кандидатуры предоставят те же фракции, которые формировали действующий кабинет – «Батькивщина», «Самопомощь», «Народный фронт», Радикальная партия. Без участия по крайней мере трех фракций коалицию и правительство не сформировать. При этом участие БПП и «Народного фронта» обязательно. Кадровая политика двух крупнейших фракций известна. Небольшие фракции в очередной раз «пожертвуют» кем-то, кого им не будет жалко отозвать, чтобы сделать вид, что они не причастны к происходящему в правительстве. Вот и все перемены. Премьер? Он может быть либо фигурой, независимой от президента – и тогда новый конфликт неизбежен – либо фигурой, ориентирующейся на главу государства – и тогда основная критика сосредоточится уже на самом Петре Порошенко.

Но это – в случае, если новое правительство вообще удастся сформировать, если «Народный фронт» захочет участвовать в коалиции после отставки Арсения Яценюка. Если эта фракция примет другое решение, то украинцам придется идти на досрочные выборы.

После этих выборов окажется, что правительство смогут сформировать все те же фракции – БПП, «Народного фронта», «Самопомощи», «Батькивщины», Радикальной партии. Возможно, к списку демократических партий присоединятся «Свобода», УКРОП и создающийся на наших глазах политический проект Михеила Саакашвили (при том, что самого бывшего президента Грузии в парламенте не будет). Но все это – хорошо знакомые нам политические силы и хорошо известные нам люди – даже команда того же Саакашвили будет состоять из бывших депутатов БПП и политических активистов партий, которым не удалось попасть в действующий парламент. Других людей на политической сцене страны просто нет. И другого уровня ответственности – тоже.

В результате осенью Украина окажется с новой старой коалицией, которая будет куда более разношерстной и неуправляемой, и новым старым правительством, в котором премьер сможет напрямую контролировать еще меньшее количество министров. Борьба с этим правительством начнется уже на следующий день после его формирования – так как никому не захочется отвечать за плачевную экономическую ситуацию, в которой окажется страна в результате полугодичной бессмысленной борьбы амбиций. Защищать кабинет, как обычно, возьмется та фракция, которая предложит премьера. Если этой фракцией окажется БПП, то новые досрочные выборы, которые состоятся уже через полтора года, станут досрочными выборами не только парламента, но и президента.

И это не будет концом украинского кризиса. Это будет только его началом. Потому что – кризис ответственности.

Поскольку нам неоткуда взять ответственную элиту и понимающую ситуацию общество, мы просто обречены на перманентное повторение кризисов. Это и есть суть политического процесса ближайших 5-10 лет.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности