Ходячие мертвецы и новая Украина

Киевский завод шампанских вин переименовал свое «Советское» шампанское в «Советовское», сохранив старую этикетку без изменений. Этот обман показался многим хитрым маркетинговым ходом

Авторы идеи декоммунизации Украины не в претензии, потому что формально закон выполнен, а дух не так уж и важен. По крайней мере, это не настолько нагло, как переименовать Днепропетровск в Днепропетровск, а улицу одного Дзержинского в улицу имени другого Дзержинского.

Все эти хитрые комбинации и игры чем-то напоминают реформы украинского правительства. Главная претензия к правительству Яценюка и со стороны украинцев, и западных партнеров – это имитация реформ. «Шаг вперед, два шага назад, ходьба на месте, прыжки в сторону», — так образно описал действия правительства посол влиятельной европейской страны.

Причем, паралич правительства и торможение реформ – ответственность не только Яценюка, но и Порошенко.

Возьмем историю с налоговой реформой и бюджетом. Правительственная концепция налогового кодекса была готова еще в сентябре 2015 года. В Минфине собирались представить его на Совете реформ, а в начале октября вынести на утверждение Верховной рады вместе с бюджетом на 2016-й год.

За 3 дня до представления налоговой реформы оказалось, что существует второй вариант налоговой реформы, известный теперь как «проект Нины Южаниной». Он был подготовлен в недрах президентской фракции БПП, и Порошенко настоял на том, чтобы министерство финансов согласовало свой вариант с депутатами и выработало единый.

Единства достичь не удалось. В результате Украина второй год подряд откладывает серьезную налоговую реформу, а государственный бюджет вновь принимали под звон бокалов, когда нормальные люди обычно начинают праздновать Новый год.

Показательны реформы Министерства юстиции в части регистрации прав собственности. До прихода в Минюст реформаторов украинцы платили нотариусу за регистрацию сделки и документов на имущество меньше 300 гривен. В Минюсте придумали красивую шкалу: оформить документы за 2 часа стоит 7 500 гривен, за день – 2 500, в течение 5 дней — всего 150. Здорово? Конечно!

В первый же месяц действия нового порядка 90% граждан выбрали 5-тидневный порядок оформления. Государство посчитало, прослезилось и вспомнило о том, что есть требование к нотариусам регистрировать сделки с имуществом в течение одного рабочего дня. От нотариусов стали требовать все оформлять одним днем, даже если граждане этого и не просят. Вы можете себе представить, что выслушивают нотариусы от граждан, когда их просят заплатить 2 500 гривен?!

Еще одна история из Минюста. У одного из наших редакторов нашлись непонятные штрафы за 2013 год — 185 и 167 гривен. На основе этих штрафов ему заблокировали банковский счет. Страшно не это, ужас в том, что мы третий месяц не можем найти службу судебных исполнителей, чтобы разобраться и заплатить злосчастные штрафы. Прежнюю службу расформировали, а новую если и создали, то надежно спрятали от людей. Мы не можем найти концов!

И так по каждому министерству. За редкими исключениями, которые только подтверждают правило: «правительство реформаторов» системными реформами не занимается и гордое названием «правительство камикадзе» присвоило себе несправедливо.

Вы слышали про активность Министерства спорта и туризма? Никто не слышал. Зато неделю назад министр Жданов начал трясти перед телекамерами толстенным планом будущих реформ.

Только тогда, когда ситуация становится критической и речь идет о жизни или смерти, что-то меняется.

Только война заставила поменяться министерство обороны, где наконец наладили более-менее нормальное снабжение армии, да и саму армию начали создавать чуть ли не с нуля. С поставками газа из России, наконец, разобрались и дали с ноги «Газпрому» под зад. «Укроборонпром» заработал эффективнее из-за войны, но из 31 обращения концерна в правительство рассмотрели и что-то решили только в 2-х (!!) случаях. Работают еще отдельные проекты, финансируемые и патронируемые Западом, как электронные тендеры или антикоррупционное бюро.

Совершенно очевидно, что Арсений Яценюк не расположен к напряженной ежедневной и системной работе. Просто его личные характеристики противятся любой рутине. Он был бы прекрасным спикером парламента, представительские функции – это его стихия.

С другой стороны — Петр Порошенко с гипертрофированным желанием все контролировать и все решать.

Формально, за экономику отвечает правительство, и президент не должен вмешиваться в его работу. Фактически, министров рвут на части партия премьера и партия президента. Порошенко не хочет мириться и не смирится с тем, что экономика – не его сфера ответственности, ведь у него крупнейшая фракция в парламенте. Фракция Яценюка решила одобрить отчет правительства, а их союзники по коалиции — БПП — намерены голосовать за отставку Кабинета министров.

Нынешний кризис – это не столько результат конфликта или интриг между Яценюком и Порошенко лично, сколько разборки между их окружением и их финансовыми порученцами. «Люби друзi» потеряли страх и совесть и вышли из тени.

Оставшиеся за бортом власти силы интенсивно качают ситуацию. Народ беднеет и становится злее. Политический кризис стремительно превращается в системный кризис власти, который рано или поздно придется рубить как Гордиев узел.

На повестке — три простых варианта выхода из политического тупика: перезагрузить Яценюка, вставить ему в голову чип и дать еще один шанс, а также полностью сменить правительство во главе с премьером или перезагрузить правящую элиту через внеочередные парламентские выборы.

Первый, самый слабый вариант — оставить Яценюка, только взять с него и депутатов новую клятву о готовности проводить реформы. Он не решает ничего, как и локальные перестановки внутри этого правительства.

Честно признаюсь, не понимаю, почему Яценюк мертвой хваткой держится за свое кресло. Не понимаю его логики: Николая Мартыненко бросил под бульдозер, а сам цепляется за власть. Шоу единства и пантомима «Труд, или тяжелое бремя реформатора» в исполнении министров на разных телеканалах оставило ощущение фальши даже у сторонников «Народного фронта».

Европейские партнеры Украины настаивают на том, что надо договариваться, менять правительство в рамках действующей правящей коалиции. Новые выборы затормозят проведение реформ еще на 6-7 месяцев, все утонет в популизме и так далее.

Очень популярна идея технического правительства и еще «правительства технократов». Мол они не будут зависеть ни от одной политической силы. Пусть назначат красивых и умных и поставят над ними надсмотрщиков.

Звучит красиво, но насколько это реально? Где вы найдете таких красивых и независимых технократов? Вы видели список кандидатов на министерские посты от БПП? Это же издевательство над здравым смыслом и партнерами по коалиции.

Владимир Гройсман – независимый премьер? Или Валентина Гонтарева? Яресько — сильный лидер? Очень хочет возглавить правительство Сергей Тарута. Но на его кандидатуру никогда не согласится президент.

Если новый премьер не понравится Яценюку или Порошенко, то они за полгода измочалят этих технократов так, что психологическая травма останется на всю жизнь. Есть единственный человек, кто может в этой ситуации сработать — Михаил Саакашвили, но он не хочет идти в Кабмин при нынешней Верховной раде.

Скорее всего вариант с «правительством технократов» сейчас и выберут. Он компромиссный, но как каждый компромисс — это не решение проблемы, а консервация ее на некоторое время. Этот вариант точно не устраивает Петра Порошенко, потому что выпускает его политического друга-конкурента Арсения Яценюка на широкий оперативный простор. Популист Яценюк каждый день будет издеваться над новым правительством и разоблачать коррупционеров в окружении президента.

Главный изъян правительства технократов – отсутствие крепкой политической крыши. Политический договор никто выполнять не будет, поэтому от большой политической перезагрузки все равно никуда не уйти. Досрочные парламентские выборы – лишь вопрос времени.

Чтобы найти правильное решение нарастающего кризиса, следует смотреть на ситуацию в развитии. Несколько политических сил заинтересованы в новых выборах. Поправить свое положение рассчитывают националисты «Свободы», демагоги «Батькивщины», российские агенты и коррупционеры из «Оппозиционного блока».

Мандражирует «Самопомощь» – им и хочется, и колется. Партии Майдана в Раде нет, ее растащили. За бортом власти оказалось большое число активистов Майдана, которые полтора года назад не захотели идти в политику или сделали на прошлых выборах неправильные ставки, как «Демократический альянс».

Есть много минусов досрочных выборов, но можно ли при сохранении нынешней Рады проводить активные реформы? И где гарантия, что социальный и экономический кризис не вынудят пойти на перевыборы через год? Сможет ли Порошенко долго удерживать ситуацию под контролем? Если на все эти вопросы вы отвечаете отрицательно, то осталось мало времени для перезагрузки Рады.

У президента сейчас есть в рукаве туз – Михаил Саакашвили. Вокруг него группируются активисты, разделяющие ценности Майдана и идеалы западной цивилизации. Конечно, он как лось в лесной чаще, переносит на себе много разных блох, но именно с Саакашвили можно сформировать демократическое большинство. Он не угрожает Порошенко и пугает только других блох, кпаразитирующих на президентской власти. Окружение президента пытается стравить Порошенко с Саакашвили, потому что видит в бешенном грузине угрозу своему благополучию.

Наступает опасный для Порошенко момент – переломный. Из разговоров с западными политиками и экспертами видно, что образ украинского президента блекнет. Основная претензия к нему состоит в том, что он никак не может выбрать между богатством и величием, между сытой жизнью и историей. Совсем немного надо, чтобы ключевой характеристикой отношения Запада к Порошенко стало разочарование. Все – исключительно все в руках украинского лидера.

Сейчас Саакашвили – козырный туз, таран, единственный, способный снести баррикады прежней мафии. Через год у него этого ресурса не останется, и Порошенко придется играть шестерками. Он рискует повторить судьбу Виктора Ющенко, который до самого последнего момента не замечал, что из политического великана превратился в карлика.

Безвизовый режим как рекламный ход сработает еще в этом году, но в следующем, если экономика продолжит падение, рассказы о путешествиях в Европу будут только раздражать.

Сегодня мало шансов на победу у настоящих политических врагов реформ и европейской Украины – у «Оппозиционного блока» и замаскированных агентов России. Оппоблок все еще ассоциируется с предателями родины, вором Януковичем и кровожадным Путиным. Но через год при грамотном пиаре, массированной покупке СМИ и осторожном поведении реваншисты сыграют серьезную партию.

Проводить внеочередные выборы опасно из-за угрозы всплеска новой войны с Россией. В сентябре пройдут выборы в Государственную думу, сейчас на фоне экономического кризиса Путину трудно триумфально провести в парламент «Единую Россию». Поэтому они будут мобилизовать электорат привычным способом – звать на войну с «фашистами и пиндосами».

Но, с другой стороны, после выборов в Госдуму российская власть укрепится и сможет воевать без оглядки на голодных избирателей.

Политика – это не шахматы и не математика. Невозможно порой просчитать и сделать единственный выверенный и безупречный ход. Маленький камушек вызывает лавину, как слабый министр экономики Айварас Абромавичус вызвал политический кризис.

Клубок неразрешенных политических противоречий заплелся в тугой узел. Его можно долго распутывать, накладывая одни политические интриги на другие, изворачиваться, тянуть и бесконечно договариваться. Что, скорее всего, мы пока и будем наблюдать. Разрубить этот узел политических противоречий Порошенко сейчас не решится.

Ходячие мертвецы украинской политики продолжают угрожать новой Украине.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности