Что хотел сказать Путин, заявив о выводе войск из Сирии.
Неожиданное заявление президента Владимира Путина, что российские войска будут выедены из Сирии, не следует принимать за чистую монету: он уже делал подобные заявления в прошлом, чтобы показать западным партнерам по переговорам насколько конструктивным он может быть. У него всегда есть скрытые планы.
Официальное объяснение Путина о предполагаемом выводе, который должен начаться во вторник, что, по его мнению, «задачи поставленные перед Министерством обороны, в целом выполнены».
«При участии российских военных сирийским войскам и патриотическим силам Сирии удалось кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях», — заявил Путин.
По поводу последнего он не ошибся: осмелевшие и поддерживаемые российскими авиаударами по противникам режима, силы президента Башара Асада делают успехи с начала этого года. Тем не менее, они еще не взяли исключительно важный город Алеппо и не нанесли сколько-нибудь показательного поражения любой из крупных повстанческих группировок, в том числе Исламскому государству. Но «кардинальный перелом» -преувеличение.
Путин, однако, приоткрыл более вероятную цель своего заявления.
«Надеюсь, что сегодняшнее решение будет хорошим сигналом для всех конфликтующих сторон. Надеюсь, что это значительным образом поднимет доверие всех участников процесса», — сказал он.
Под процессом он, конечно же имел ввиду мирные переговоры в Женеве, которые возобновились в понедельник на фоне осторожного оптимизма, потому что шаткое прекращение огня, объявленное 27 февраля, в основном соблюдалось и уровень насилия резко сократился.
Путин использовал похожий метод в июне 2014 года, когда в результате были достигнуты первые минские договоренности о прекращении огня на востоке Украины. Позже в том месяце Путин попросил подконтрольную ему верхнюю палату парламента дать ему разрешение на проведение военный действий на территории восточной Украины. Россия никогда официально не проводила их, хотя российские войска, инструкторы и оружие были даже тогда направлены в помощь пророссийским террористам на востоке Украины. Тем не менее, Путин, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, считал заявление соответствующим жестом в переговорах с боевиками, Украиной и ОБСЕ.
Это прекращение огня долго не продержалось. Бои вскоре возобновились, и украинская армия пережила одно из самых тяжелых поражений под Иловайском.
Как и с Украиной в 2014 и 2015 годах, Путин демонстрирует Западу, что готов к переговорам по Сирии, но на его условиях. В случае Украины, это подразумевает пророссийские местные органы власти и милицию на Донбассе, в случае Сирии он требует место для Асада за столом переговоров, и чтобы его голос был решающим в будущем страны или в назначении преемника.
В обоих случаях условия неприятны для другой стороны. Минские соглашения, скорей всего, так и останутся нереализованными полностью, а военное присутствие России может продолжаться бесконечно, как и в других замороженных конфликтов. В Сирии Путин не собирается сидеть сложа руки, глядя как режим Асада исключат из переговоров. Пока процесс не закончится договором, приемлемым для него, всегда будет возможность повторного вступления в бой России.