России все дороже удерживать украинскую летчицу.
Отпустят или не отпустят Савченко? В Одессе про подобные случаи говорят – это большой вопрос. Существуют две точки зрения – Порошенко и Кремля. И они две противоположны. Напомню, Порошенко сказал, что он готов отдать двух ГРУшников, которые находятся в Украине, арестованы и ждут суда. Во-вторых, что у него была договоренность с Путиным, что он отдаст Савченко в рамках выполнения Минских договоренностей.
Сразу после оглашения приговора последовало уточнение от Кремля, что Путин ничего такого не говорил. Говорил или не говорил – нам не известно. Но думаю, что переговоры об освобождении Савченко будут совсем не между Порошенко и Путиным. Потому, что Путин не считает Порошенко субъектом для переговоров. Обама. Вот с кем можно говорить об освобождении Савченко. Визит Керри в Москву лишь подтверждает это. Тем более, что Минские соглашения Путин всерьез не воспринимает, иначе боевики давно уже убрались бы с Донбасса. Или как минимум были бы проведены выборы по украинским законам.
Разговор может идти о «большем обмене». Логика Путина такая: раз вы так дорожите Савченко, «раздули» ее значения для вашей страны – значит вы ее «капитализировали». Видимо, она для вас дорого стоит. Что же Путин может потребовать вместо нее?
Как мы знаем, масштабы у него вселенские. Юрий Тандит, советник руководителя СБУ, уже рассказал, что один из кремлевских товарищей, который попросил его не называть, потребовал за Савченко, что б вы думали, — дорогу в Крым. Так и сказал: «Хотим дорогу в Крым, чтобы туда шли товары и ездили люди». На что Тандит остроумно ответил: «Мы не на Востоке. У нас за принцессу полцарства не отдают». Путин считает, что может наклонить Украину, чтобы она заплатила за Савченко достаточно большую цену.
Второе направление – это, конечно, Америка. Одна из целей России – вытащить из американской тюрьмы оружейного барона Виктора Бута. Он много знает, но, как ходят слухи, ничего американцам не сказал. Поэтому, видимо, он пользуется огромным уважением у Владимира Путина. Человек, выполнявший довольно тонкие и деликатные поручения российского правительства по нелегальной торговле оружием, конечно, должен быть вытащен из американской тюрьмы. Это тоже может быть предметом для торга. Но американцы намекают, что Бут — это совсем другая история.
В общем, тут много неизвестного. Может быть, что торговли и не будет потому, что решенный вопрос – это всегда сломанный рычаг давления. Отдать Савченко, даже получив за нее что-то взамен, это потерять рычаг давления на Украину. А этих рычагов осталось уже совсем немного. Остались Сенцов и Кольченко, да, собственно, и все. Все остальные сидят в «ЛНР», «ДНР» и не являются предметом торга.
Поэтому есть и другой вариант: Савченко может сидеть, как сидел Ходорковский. Как фактор мести. Да, такое может быть. И к сожалению, тогда придется долго и мучительно нажимать на все возможные санкционные рычаги и заставлять Путина идти на попятную. Вопрос Савченко – он открыт.