Главным приоритетом должен стать выбор правильной промышленной политики.
С моей точки зрения, в Украине не циклический кризис, а трансформационный кризис. Если кризис трансформационный, то развитие ситуации будет похожим не на 1998-1999 годы и 2008-2009 годы, а на ситуацию конца 1980-х — первой половины 1990-х годов.
На протяжении 5-10 лет будет наблюдаться серьезное сокращение доходов населения, усугубление безработицы, ухудшение и примитивизация уровня жизни, самоустранение государства от исполнения социально значимых функций (вынужденное самоустранение – в связи с отсутствием денег для выполнения этих функции).
Итогом трансформационного кризиса может быть два варианта результатов. Оптимистичный сценарий — уничтожение или значительное снижение веса большинства привычных отраслей экономики (включая металлургию, химическую промышленность, машиностроение, строительство); сохранение на первостепенном месте сельского хозяйства (его будут контролировать западные игроки и госкорпорации КНР); выдвижение на заметные роли небольшого числа таких отраслей экономики, как оффшорное программирование, технический дизайн, туризм. Пессимистический сценарий — уничтожение или значительное снижение веса большинства привычных отраслей экономики (включая металлургию, химическую промышленность, машиностроение, строительство); сохранение на важнейшем месте сельского хозяйства (его будут контролировать западные игроки и госкорпорации КНР).
В результате Украина, как страна, практически исчезнет с экономической карты мира. А государство перестанет выполнять даже элементарные социальные функции.
Не единственную, но довольно важную причину этого я вижу в засилье в отечественной экономической мысли напрочь отрицающих промышленную политику ортодоксальных монетаристов и ярых поклонников дерегуляции. Они вытравили из интеллектуально неокрепших умов правителей Украины (всего периода ее независимости) понимание того, что экономику формируют инженеры, технологи, маркетологи, логисты. Власти предержащие, как предыдущие, так и нынешние, с подачи многочисленных доморощенных сторонников монетаризма, а теперь еще и поклонников дерегуляции, не считали и не считают нужным изучать ни историю мировой экономики, ни современные ее тенденции.
История экономики и ее современные тенденции говорят о двух принципиально важных максимах. Во-первых, в мире не было стран, экономически процветавших на протяжении длительного времени, но при этом не имевших развитой промышленности. Во-вторых, добившиеся успеха государства зачастую не брезговали протекционистской политикой и переходили к открытой международной конкуренции лишь после того, как национальные производители были технически, технологически и финансово подготовлены к успешному противоборству с конкурентами.
Выбор правильной промышленной политики должен быть главным приоритетом для нашего государства. Но, к сожалению, я остаюсь реалистом в данном вопросе. Проведение промышленной политики требует от отечественных элит и украинского общества серьезных интеллектуальных и моральных усилий. Однако, похоже, что ни элиты, ни общество к таким усилиям не готовы. Возможные последствия этого интеллектуального и морального инфантилизма я предположил выше. Украинцы, вы готовы к этому? Философ С.Е.Лец писал – «когда вода доходит до твоего рта, не огорчайся, что она не пригодна для питья». Винить в отнюдь не светлом будущем мы должны в первую очередь себя…
1 Comment
Увы, но цепочка ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ПРОИЗВОДСТВО давно разрушена. И восстанавливать никто не собирается.
ВПЕРЕД — все в IT