Мы находимся на сложном этапе отношений с Евросоюзом.
Ежегодные саммиты Украина – ЕС отличаются исключительно рабочим характером и отсутствием каких-либо значительных прорывов. Это, по моему мнению, объясняется двумя факторами:
Во-первых, саммиты Украина – ЕС плановые. Они проводятся в соответствии с условиями Соглашения об ассоциации и независимо от того, есть ли какие-то прорывные решения в отношениях между Украиной и ЕС, или нет. Это своего рода возможность подвести итоги года и сформировать планы на будущее.
Во-вторых, прорывов не сулит нынешнее общее состояние Украины, Евросоюза и их отношений. Мы находимся на достаточно сложном этапе, ведь после проведения нидерландского референдума в подвешенном состоянии оказалось само Соглашение об ассоциации. Еще один фактор – медлительный процесс реформирования Украины, являющегося краеугольным камнем Соглашения об ассоциации. Реформы в нашей стране не проводятся таким образом, чтобы вызывать исключительно одобрительные отзывы со стороны ЕС.
Таким образом, на предстоящем саммите Украина – ЕС, назначенном на май, одобрительных или победных реляций со стороны европейских чиновников в сторону Украины ожидать не стоит. Единственные позитивные сигналы, на которые мы можем рассчитывать, — это подтверждение заинтересованности ЕС в продолжении поддержки Украины, а также решение о предоставлении Украине безвизового режима, которое тем или иным образом должно отразиться в материалах саммита.
Очевидно, в ходе саммита представители ЕС будут уделять большое внимание вопросу проведения реформ. Особенно важно европейцам сделать акцент на проведении реформ в Украине на фоне прошедшего в Нидерландах референдума. Опросы показали, что больше всего голландцев тревожила коррумпированность и нереформированность Украины, что и привело к негативному голосованию по вопросу ратификации Ассоциации. Соответственно, европейские политики ищут методы, с помощью которых они могли бы ответить на опасения своих граждан. Заявления о необходимости проведения реформ и наведения порядка внутри Украины являются одной из форм реагирования европейских политиков на общественное мнение граждан. И это правильно.
Европейцы посылают четкий политический сигнал: чем больше Украина преуспеет в укреплении своей государственности и экономики, тем больше помощи со стороны ЕС она сможет получить. Успех в проведении реформ не приведет к снижению интереса Европы к Украине. Наоборот, будет усиливать его. Это поощрение украинского политического класса к определенным действиям, которые от него ожидают не только европейцы, но и сами украинцы.