hronika.info
Леонид Бершидский
Все статьи автора
Мнения

В каком случае Украина сможет получить выгоду от соглашения с ЕС

Свободная торговля с Евросоюзом – лишь начало.

Украинское соглашение о зоне свободной торговли с ЕС вызвало столько противоречий, что бывшей советской республике пришлось пойти на разрыв с Россией, выступавшей против ее сближения с Европой. Теперь, спустя несколько месяцев после вступления документа в силу, возникает ощущение, что Европа от соглашения выигрывает больше, чем Украина.

Это не означает, что заключение сделки было ошибкой. Однако, сигнализирует Киеву о следующем: если он хочет получить долгосрочный положительный эффект от свободной торговли, в стране стоит провести кое-какие изменения.

Начались переговоры об ассоциации, и более-менее окончательный вид соглашения был принят еще в 2012-м. Год спустя президент Виктор Янукович отказался подписать документ из-за давления Москвы; Владимир Путин считал, что Украине следует присоединиться к его ручному проекту, который теперь называется Евразийский экономический союз. Решение Януковича привело к массовым протестам в Киеве, и три месяца спустя украинскому президенту пришлось бежать из страны.

Новая проевропейская власть поспешно подписала соглашение, обязывающее Украину привести свои законы и постановления в соответствие с европейскими стандартами, а также снизить или упразднить большинство пошлин между сторонами договора.

Торговая часть сделки вступила в силу с января 2016 года, и первые данные относительно ее результатов выглядят не слишком ободряющими для Украины. Согласно информации украинского государственного статистического агентства, за первые два месяца 2016 объем торговли с Евросоюзом немного уменьшился, причем экспорт упал сильнее, чем импорт.

Условия сделок ЕС с менее развитыми странами часто прописаны в пользу Европы
Иными словами, соглашение не только разозлило Россию, которая в ответ ввела торговые барьеры для Украины, но и отрицательно повлияло на торговый баланс страны – не лучшие новости для государства, чьи золотовалютные резервы в размере $13,2 млрд, покрывают меньше чем три месяца импорта.

Если рассматривать соглашение в чистом виде, как сделку относительно пошлин и квот, то оно гораздо выгоднее для стран Европы. ЕС ввел жесткие годовые квоты на часть наиболее популярных украинских экспортных товаров, и к 1 апреля некоторые из квот на 2016 год – на мед, сахар, кукурузу, виноградный и яблочный сок, а также часть зерновых – уже были выполнены. Квота на этанол практически заполнена. К 1 мая закончилась квота на овес, теперь к годовому лимиту приближаются пшеница и ячмень.

Помимо сельскохозяйственной продукции, Украина экспортирует металлы. Соглашение с ЕС не изменило правила этой торговли, которая и так была свободной, поскольку Украина вступила во Всемирную торговую организацию в 2008 году. Цены на сталь резко выросли в начале года, в результате чего украинская гривня неожиданно укрепилась по отношению к доллару. В апреле этот всплеск должен был улучшить торговый баланс страны. Но в конце месяца стоимость стали вновь снизилась до уровня конца марта. Статистика по второй половине года, скорее всего, покажет увеличение дефицита торгового баланса Украины с Европой, поскольку сельскохозяйственных квот уже не будет, и сбалансировать снижение экспорта этих товаров будет нечем.

Условия сделок ЕС с менее развитыми странами часто прописаны в пользу Европы. Например, Таможенный союз с Турцией 1995 года не предоставляет турецким фирмам равный доступ к некоторым рынкам, с которыми Евросоюз заключил соглашения о свободной торговле. Сейчас, через двадцать лет после заключения соглашения, Турция может похвастаться большим негативным торговым балансом с Европой. Тем не менее, этот эффект компенсирован огромным притоком в Турцию европейских инвестиций: в 2014, к примеру, они составили 64,9 млрд евро ($74 млрд), тогда как турецкие инвестиции достигли всего 8,3 млрд евро. Эта асимметрия помогла Турции в создании новых рабочих мест и получении опыта в секторе экспорта, который способствовал ее успеху на рынках за пределами Европы.

Европейские бюрократы предупреждали украинцев, что не следует ожидать от Соглашения об ассоциации немедленных результатов. Наиболее пессимистичные из них, например, руководитель отдела торговли и экономики представительства ЕС в Украине Николас Бердж, говорит об улучшениях в течение 5-10 лет. Более оптимистичные, в частности, глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский, сокращают этот срок до 2-4 лет. В любом случае, нужно время для того, чтобы европейские компании признали Украину (в данный момент в основном как источник дешевой, но часто квалифицированной рабочей силы) и перешли к созданию своих производств в стране.

Тем не менее, Украина еще не готова их принять. Даже если забыть о дестабилизирующем присутствии поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке, от которых не удастся избавиться, даже если бои будут остановлены, а в оккупированных регионах пройдут выборы – наиболее серьезными препятствиями являются масштабная коррупция и бизнес-климат, в котором крайне сложно получить прибыль, играя по правилам.

Президент Петр Порошенко отменил поездку на организованный премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном антикоррупционный форум в Лондоне, вероятно, из-за проблем с продавливанием через парламент важного назначения и нескольких законов. Но в Киеве говорят, что он постыдился ехать из-за новых откровений Panama Papers.

Несмотря на то, что доказательств нарушения Порошенко закона нет, Panama Papers обнажают кумовскую сеть, управляющую страной. Но решение украинских элит хранить деньги и вести бизнес за границей говорит о более серьезных проблемах: высоких налогах, неразумных ограничениях и ненадежных правах собственности. Неудивительно, что на Кипр – традиционный налоговый рай – приходятся 27% прямых иностранных инвестиций в Украину. Или что Британские Виргинские острова (где Порошенко основал компанию, при помощи которой собирался продать свой кондитерский бизнес) «инвестировали» в украинскую экономику столько же, как Британия, и больше, чем Франция. Эти инвестиции на самом деле не иностранные – они поступают от местных олигархов, в том числе и от Порошенко.

Украина сможет получить выгоду от соглашения с ЕС только при условии, что пропишет и введет в действие прозрачные и разумные правила для европейских инвесторов. В противном случае сделка просто будет бить по торговому балансу, мешать торговле с Россией и создавать для европейского бизнеса преференции перед украинским.

Источник

Рекомендуем прочитать

Король Карл III и наследие колониального прошлого

OSHU

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

OSHU

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам

OSHU