Украине крайне необходимо срочно начать приватизацию

В Украине из 3500 госкомпаний более полутора тысяч развалены.

В прошлом году в Украине было 1 833 работающих госпредприятий, и еще 1 700 нефункционирующих. Эти 3 500 компаний не приносят никакой прибыли; вместо этого из-за них государство несет большие убытки. Малейшая прибыль тут же разворовывается. В 2015 году государство разумно принялось за сокращение убытков и улучшение управления. Теперь это устаревшее барахло следует приватизировать.

Украинская дискуссия о приватизации касалась нескольких крупных предприятий, представляющих большую ценность – в первую очередь, крупнейшего производителя удобрений (Одесский припортовый завод), а также единственной оставшейся компании-производителя электричества (Центрэнерго). Тем не менее, все, что продают сразу после кризиса, уходит дешево. Надеяться на получение больших доходов в госбюджет нереалистично.

Поэтому первой целью приватизации сегодня должно стать улучшение функционирования экономики, ее освобождение от чрезмерного вмешательства государства. Во-вторых, нужно разобраться со всеобъемлющей коррупцией на государственных предприятиях. В-третьих, из соображений национальной безопасности необходимо запретить продажу стратегических инфраструктурных предприятий и ключевых компаний, занимающихся производством вооружений. В-четвертых, по-настоящему ценные госпредприятия следует выставлять на продажу только тогда, когда экономика нормализируется и цены на активы вырастут.

Украинские медиа часто сообщают о коррупции в крупных государственных компаниях. Как правило, государственная компания делает закупки по завышенной цене у другой компании (часто – анонимной кипрской фирме) по завышенной цене. Затем продает свою продукцию еще одной компании, но уже по заниженной цене. Таким образом вся прибыль перенаправляется офшорным торговым компаниям. Как правило, руководят этим грязным бизнесом важные парламентарии – «серые кардиналы», назначающие управляющих госкомпаниями без какого бы то ни было законного обоснования и в сговоре с лидерами партий, поскольку «серые кардиналы» занимаются финансированием политических партий.

Этот замкнутый круг коррупции не без причины стал большой проблемой для украинских реформаторов. Были созданы независимые наблюдательные советы и установлен меритократический и независимый процесс выбора руководителей многих госкорпораций. Система электронных госзакупок ProZorro должна разделаться с закупками по завышенной цене. Обязанность депутатов раскрывать свои доходы и имущество, как ожидается, принудит их к честности. И закон о государственном финансировании политических партий и избирательных кампаний должен легализировать политическое финансирование.

Все эти действия похвальны, но до тех пор, пока большинство предприятий остаются в собственности государства, достижения, вероятно, окажутся недолгосрочными. Следующий шаг – приватизация. Приватизация не может проводиться сегодня так же, как в начале 1990-х годов, потому что ситуация изменилась. Ваучерная приватизация или инсайдерская приватизация больше не имеют смысла.

Украина – страна развалившихся заводов. Многие предприятия прекратили работу в начале 1990-х и так и не перезапустились. Сегодня большинство из них устарели и представляют определенную ценность исключительно как объекты недвижимости. В большинстве европейских стран такие предприятия были закрыты и снесены. В Украине приватизация многих из этих руин запрещена парламентом.

В этом году парламент одобрил приватизацию 450 компаний. Это хорошо, но в Украине госкомпаний 3 500: 1 700 из них – развалены, а еще 1 600 работают, но на деле только вытягивают субсидии из государства. Все они должны быть распроданы как можно быстрее. Цель не в том, чтобы увеличить прибыль государства, но в том, чтобы минимизировать потери государства, очистив его от токсичных активов. В то же время должны быть созданы реальные права собственности.

Успешная приватизация небольших масштабов во многих посткоммунистических странах может стать примером. В Польше приватизация запустилась, когда региональные власти взяли на себя исполнительные обязанности и получили финансовую прибыль. Приватизация любого предприятия должна быть одношаговой, с немедленной продажей всей доли государства. Постепенные продажи акций позволяют нынешним теневым хозяевам обеспечить контроль над предприятием без конкуренции. Такие продажи не зря были запрещены недавним законом о приватизации. Также государство не должно иметь права на сохранение «золотой акции», что в течение долгого времени оставалось постоянным источником государственного вмешательства и коррупции.

Ведущие сто госпредприятий, в основном в сфере энергии и транспорта, имеют реальную ценность. Их корпоративное управление следует улучшить перед продажей, которая в свою очередь должна быть прозрачной и конкурентной; ее целью должны стать одновременно высокие цены и разумная реструктуризация. Некоторые продажи необходимо провести уже сейчас. В частности, это касается портов, что также должно привести к увеличению конкуренции между портами и сокращением чрезмерной стоимости их услуг. Базовая инфраструктура – магистральные трубопроводы, электрическая сеть и железные дороги – из соображений национальной безопасности лучше оставить в госсобственности.

Оборонная промышленность Украины в целом остается в государственной собственности. Около 120 компаний принадлежат Укроборонпрому. Этот сложный сектор следует проанализировать отдельно. Со временем большинство этих компаний также стоит приватизировать. Мотор Сич, производитель двигателей для вертолетов, возможно, является лучшей украинской компанией по производству вооружений – и это частное предприятие.

Украинскому государству пора наконец прекратить вмешиваться в руководство предприятиями, создав вместо этого открытое и справедливое игровое поле с минимумом бюрократии и максимумом прозрачности для всех предприятий.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам