Освобождение Савченко – один из немногих эффектных шагов государства.
Прибытие самолета с Надеждой Савченко на борту на вторую годовщину пребывания Петра Порошенко можно считать своеобразным итогом, продемонстрировавшим, что глава государства способен решать важные для общества задачи.
Освобождение Савченко было одним из очевидных запросов большинства граждан страны, хотя для вовлечённых в процесс не оставалось сомнений — пока Савченко не будет осуждена, пока приговор не вступит в силу, пока в Украине не осудят Ерофеева и Александрова, никакого освобождения не будет. Российской пропагандистской машине необходимо было доехать до конца, чтобы продемонстрировать своим пассажирам и возмездие воображаемой «преступнице», и заботу Путина о «своих» — «героях» теперь уже почти позабытой «Новороссии».
Но все это — дипломатические детали. Потому что — если бы не настойчивость украинской стороны, Путин мог бы и пожертвовать Ерофеевым и Александровым ради дальнейшего издевательства над Надеждой. Освобождение Савченко продемонстрировало, что украинский президент остаётся для российского партнером по переговорам — если то, что происходит, можно назвать переговорами.
И эта роль за прошедшие два года только усилилась. В начале своего президентства Порошенко был лидером, который делил ответственность с другими политиками. За это время он сосредоточил в своих руках контроль над правительством, парламентом, силовыми структурами, политизировал Генеральную прокуратуру, настояв на назначении её руководителем одного из своих соратников.
Фактически Украина, остающаяся парламентско-президентской республикой формально, превратилась в государство президентской ответственности. Для Порошенко это очень серьёзный вызов — потому что общественные претензии, критика оппозиции, социальные ожидания сосредоточились именно на его фигуре.
Освобождение Савченко — это один из немногих эффектных шагов, которые может продемонстрировать глава государства для того, чтобы подчеркнуть собственные возможности. А дальше начнутся суровые будни третьего года с их социальными трудностями, политическими вызовами, неурегулированностью военных вопросов. И я не исключаю, что фактором этих будней может стать сама Савченко.