Османская империя чуть не превратилась в Турецкую ССР

Российская пропаганда стенала о том, что все получилось не так.

Ну, неймется товарищам в России – в последнюю неделю мая там вдруг вспомнили о 100-летии договора Сайкса-Пико. Согласно тайному соглашению Великобритании, Франции, Италии и России, разработанному в конце 1915 года французским дипломатом Франсуа Жорж-Пико и его британским коллегой Марком Сайксом, Россия должна была получить Босфор и Дарданеллы, Константинополь, а также части территории Турции, населенные этническими армянами (Юго-Западная Армения) и этническими курдами (Северный Курдистан). Согласно соглашению, Великобритания обширную получала территорию, на котором сейчас находятся Иордания, южная часть Ирака и часть Израиля, Франция получала юго-восточную часть Турции, северный Ирак, Сирию и Ливан. Италия претендовала на турецкую Анатолию. Большевистская революция все планы разрушила.

Почему в России вспомнили о неудавшемся разделении мира? Наверное, из-за того, что оно касалось Турции и, самое главное, появилась возможность понастальгировать о перспективах владения Россией Босфора и Дарданелл, двух проливов, контроль над которым Турцией превращает Черное море в потенциальное озеро для России. В Первую мировую войну Турция была союзником Германии и Австро-Венгрии, а Россия страдала будущим большевизмом, который не только разрушил имперские планы монаршего российского дома, но и экономику страны на несколько десятилетий вперед. Попытки создать новые социалистические страны предпринимались все 74 года советской власти, но в итоге кремлевских правителей постигла та же участь, что и желание Николая II получить контроль над лакомым куском территории.

В годовщину 100-летия соглашения Сайкса-Пико российская пропаганда стенала о том, что все получилось не так: «Мы турков уверенно били в Эрзуруме, Эрзинджане, Батуми и Трабзоне. Британцы тем временем терпели унизительные поражения в Эль-Куте и у Дарданелл, куда захотел влезть сам Уинстон Черчилль. Французам тоже особо хвастать было нечем». Трудно себе представить, что было бы впоследствии, случись это разделение – пришли бы затем большевики и провозгласили бы Турецкую ССР, а потом, как водится, начали бы нападать на соседей и захватывать новые территории.

Турции повезло – Российская империя благополучно померла, а большевикам долгое время было не до турок, хотя в 1921 году, согласно Карскому договору между большевиками и турецким правительством, им были переданы земли, до того принадлежавшие Российской империи, в том числе и те, что населены этническими грузинами и армянами. Большевистский Кремль умиротворил Турцию, взамен получив признание новых советских республик из захваченных Красной армией территорий независимых государств – Азербайджана, Армении и Грузии. Однако, Армения так и не признала Карский договор.

Впоследствии советско-турецкие отношения были напряженными – и во время Второй мировой войны, и после того, как Турция в 1952 году, через три года после образования НАТО, стала полноправным членом этой организации. С тех пор советская граница, пролегающая по южному периметру Грузии, была под пристальным вниманием и контролем советских пограничников. До сих пор жители горной Аджарии, жившие в зоне приграничного контроля, чувствуют на себе особое внимание остальных жителей Грузии, все коммунистическое время не имевших возможности попадать туда. К тому же, более трех веков пока горная Аджария была частью Османской империи, здесь сложилась община мусульман-неофитов, то есть, обращенных из православия, но сохранявших все это время грузинские традиции, в том числе и виноделие.

На самом деле, если внимательно прочесть текст договора Сайкса-Пико, то в нем не оговариваются условия владения Россией Босфором и Дарданеллами, лишь в карте приложении отмечается, что вся европейская часть Турции должна быть под контролем Российской империи. Этот договор был частью тайного соглашения между странами Антанты, противостоящей Турции, и предлагающей решить вопрос участием российского флота в Босфорской операции. Взамен российского военного участия страны Антанты были согласны отдать России европейскую часть Турции. Министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков в 1917 году подтвердил, что условия соглашению остаются в силе, но октябрьский переворот большевиков разрушил эти планы. 3 декабря 1917 года Ленин подписал обращение к трудящимся мусульманам Востока, в котором разгласил существование секретного соглашения, заявив, что «тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены».

Потом большевики спохватились, но было уже поздно – в Турции произошла революция и к власти в 1920 году пришли проевропейски настроенные интеллектуалы во главе с основателем и первым лидером Республиканской народной партии Турции Гази Мустафа Кемаль-паши (Мустафа Кемаль Ататюрк). Именно он, подполковник Кемаль-паши в 1915 году командовал турецкими войсками, нанеся сокрушительное поражение англо-французскому флоту в битве при Чанаккале (Дарданелльская операция). В ответ на письмо Кемаля Ленину 26 апреля 1920 года о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.

Трудно понять зачем, но впоследствии большевистская Россия шла только на уступки новому правительству Турции. Наверное, большевики полагали, что турецкие реформаторы чем-то схожи с ними, борцами против «самодержавия». Разочарование наступило потом, когда оказалось, что Кемаль не примет социалистическую идеологию советского толка, а станет строить современное государство. В отличие от РСФСР, новая Турецкая республика стала довольно быстро процветающей страной с бурно развивающейся экономикой, а в советской России и потом в СССР нарастали репрессии и голодало население. Возможно, большевикам льстил красный флаг Турции, но к большевизму он не имеет никакого отношения – красному флагу Османской империи почти 600 лет.

Турция избежала участи стать Турецкой ССР, поскольку договор Сайкса-Пико так и не вступил в силу и на Дарданеллах и Босфоре не затрепетало большевистское знамя. Советским коммунистам удалось лишь на короткое время создать Персидскую Советскую республику (Гилянскую республику) на территории прикаспийского района Гилян на самом севере Персии. При поддержке российских большевиков удалось захватить часть северной Персии и город Решт. 17 мая 1920 года из Баку вышла Волжско-Каспийская военная флотилия под командованием Фёдора Раскольникова и Григола (Серго) Орджоникидзе и взяла курс на Энзели, 18 мая флотилия выдвинула ультиматум британским войскам, занимавшим город. 4 июня 1920 года была провозглашена Гилянская республика, через два месяца ее армия попыталась захватить провинцию Зенджан, а потом двинуться на Тегеран, но была отброшена правительственными войсками Персии. 26 февраля 1921 года был подписан советско-персидский договор о выводе советских войск и уже в ноябре отрубленная голова пророссийского лидера республики Мирзы Кучек-хана была выставлена на всеобщее обозрение на базаре города Решт.

Большевики довольствовались захватом стран Южного Кавказа, но попыток влиять на соседей не оставляли. И Персии, и Турции повезло, что большевики оказались отвратительными политиками и экономистами, создав на одной шестой части суши чудовищную империю с неразвитой промышленностью и забитым пропагандой населением. Пока там шли репрессии, и вожди уничтожали свой народ миллионами, Турция и Персия (с 1935 года – Иран) развивались и укреплялись. В 1941 году советские войска оккупировали северную часть Ирана, но в 1946 году вынуждены были уйти, встретив протест западных стран, не хотевших видеть влияния СССР в этой части мира. Повернись история иначе, эти страны сейчас тоже бы находились на том же примитивном уровне, что и Россия.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности