Гибридная война против Украины продолжается третий год.
Начну с главного — находясь в состоянии перманентного кризиса, мы далеко не всегда готовы осознать значение того факта, что в 2014 году Украина выстояла. Пережила аннексию Крыма и кошмар Иловайска. Удержалась как субъект международных отношений, сохранила большую часть территории и не допустила появления ожерелья «народных республик», отрезающих морские порты от остальной территории страны. Необъявленность этой войны – не преувеличение, а объективная реальность, как и отсутствие у Украины реальных союзников на фоне промискуитета стратегического партнерства. К сожалению, победа в гибридном противостоянии также не будет объявлена, но мы сможем ощутить ее через превращение Украины в довольно скучное европейское государство, в котором будет эффективное правосудие и отсутствие коррупции.
Украине приходится учиться на ходу. Не только восстанавливать армию и спецслужбы, что в условиях войны — задание первоочередное, ведь в СБУ во времена Януковича хозяйничали сотрудники ФСБ, а наши военные в массе своей не учились воевать после провозглашения независимости. Предстоит учиться скепсису и критичности восприятия информации, что намного лучше своенравия военной цензуры. Осознавать, что нытье, адресованное западным партнерам, далеко не всегда увеличивает шансы на получение помощи. Понимать, что агенты кремлевского влияния не ходят по Киеву в будёновках и футболках с изображением Путина, наоборот, они зачастую способны порой излучать патриотизм в промышленных объемах. Находить эффективные модели развития общества.
Кстати, о пятой колонне. Гибридный характер противостояния позволяет ряду журналистов и экспертов лить воду на российскую мельницу с подконтрольной Украине территории, способствуя расшатыванию ситуации в стране. Напомню, что после захвата после ожесточенных боев сепаратистами Дебальцево основной фронт гибридного противостояния пролегает в борьбе за умы и настроения людей, граждан страны, оказавшейся объектом агрессии со стороны государства с вторым по величине ядерным потенциалом. Поэтому в пятой колонне России далеко не исключительно русскоязычные граждане Украины (кстати, становление в этих условиях украинского русскоязычного патриотизма заслуживает особого внимания), но и те, кто готов рвать вышиванки на груди, доказывая собственную значимость.
Облученной гибридной агрессией Украине необходимо доказать свою способность выживать и двигаться вперед в условиях, когда помощь извне является скорее стимулированием реформ. Наивно рассчитывать на распад России, в котором не заинтересован Запад. Куда больший успех ожидает тех, кто будет настроен на создание эффективного Украинского государства, поскольку без реформирования страны и реальных изменений шансы нашей страны стать серой зоной в центре Европы уверенно будут расти. Сформированная на старых принципах власть не будет эффективной, а общество вряд ли сможет жить в старом формате отношений.
Украина располагает уникальным опытом противостояния самой опасной сегодня стране в мире. Опытом, полученным ценой ошибок и промахов, но реальным, основанным на объективной информации. Пора заявить об этом и поделиться опытом не только в военной сфере. Противостояние России и Украины уже изменило международные отношения, и наша страна должна шаг за шагом говорить о своих амбициях стать в итоге центром влияния в регионе Центральной и Восточной Европы, а не младшей политической сестрой мировых центров влияния.