Эрдоган понимает, что имеет дело с весьма непредсказуемым оппонентом.
Многие западные аналитики неоднократно заявляли, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган весьма схож с Владимиром Путиным в своей политике и подходах к руководству страны. По сути, турецкий президент – некое альтер-эго российского. Их объединяют похожие стили руководства, мотивация и среда происхождения (оба родились в бедных семьях и пришли к вершинам власти по головам соперников).
Эрдоган – такой же президент-мачо, как и Путин. В его системе координат на такие выходки, как вторжение российского штурмовика Су-24 в турецкое воздушное пространство, нужно отвечать жестко и по-пацански. То есть, сбить самолет, что и было сделано. Турецкий президент оказался единственным лидером, нашедшим антидот против путинской гибридной войны. Российская авиация вторгалась в воздушное пространство разных стран — Балтии, Скандинавии, Британии и т. д. Тем не менее, никто, кроме Эрдогана, не решился помешать россиянам.
Основной мотив Путина – каждый раз доказывать свою крутость. В первую очередь, себе и своим согражданам. Российские чиновники готовы пойти на все, лишь бы угодить Путину и его обостренному чувству самовлюбленности. От этого Кремль и угодил в комичный скандал с письмом Эрдогана, исказив смысл слов турецкого президента. Турецкий президент не извинялся за сбитый самолет, а лишь выказывал сожаления по поводу произошедшего инцидента, причем не стране, а семье погибшего летчика.
Турецкий лидер понимает, что единственная страна, способная оказать ему поддержку в решающий момент – Соединенные Штаты, которые на ближайшие пять месяцев «ушли в себя» и всецело поглощены президентский кампанией. Никакие внешние раздражители не побудят Вашингтон прийти на помощь Эрдогану в противостоянии с Путиным.
Турецкий президент понимает, что имеет дело с весьма непредсказуемым и опасным оппонентом, и знает, что рассчитывать на помощь Америки пока не приходится, поэтому он пытается выиграть время и ждет, когда в Белый дом войдет новая администрация. Поэтому и предпринимает такие достаточно нетривиальные методы, как письмо в Кремль.
Эрдоган – умный президент. Он знает, что Путин – человек, не забывающий обиды и не верящий в какие-либо извинения. Злобу на Эрдогана российский президент уже затаил, и ничего с этим не сделаешь. Путин никогда не простит Турцию за сбитый самолет. Исходя из этого, и понимая, что потока российских туристов в Турцию не возобновить (хотя они немного потеряли, сумев перестроиться на внутренний туристический поток), Эрдоган пытается выиграть время.
Он будет пытаться, как минимум, вывести Турцию из состояния военного противостояния с Россией. Турецкий министр иностранных дел впервые с момента охлаждения отношений между двумя странами полетит в Россию. Турки, безусловно, будут балансировать и пытаться стабилизировать отношения с россиянами. Как минимум, выйти из парадигмы врагов. Тем не менее, на быстрое потепление отношений и возобновление статус-кво они не рассчитывают.