У него есть для этого помощники.
Умение вспоминать о важных событиях задолго до юбилеев — присущая не только украинцам черта. И легче всего объяснить возрождение политической практики РСДРП (б) в современных реалиях приближающимся сотым юбилеем смены власти в России в 1917 году. Но почему украинские политики берут на вооружение большевистские методы ведения политической борьбы, пусть и несколько модернизированные? Давайте попытаемся разобраться.
Сегодня, конечно, уже не ведется ожесточенная борьба за почту, телеграф, телефон — политики куда активнее сосредотачиваются на обеспечении доминирования в информационном пространстве. Рецепт крайне прост: громкие заявления, бичевание власти и предложение простых, даже примитивных путей выхода из ситуации. Срабатывает если не на 100%, то весьма эффективно. Телевизионные шоу и вирусные сообщения в социальных сетях делают свое дело в обществе, продолжающем жить в системе координат «зрада-перемога».
Очевидно, что за 100 лет после Октябрьского переворота коммуникационная картина серьезно изменилась, а коммунистическая идеология в Украине, мягко говоря, не приветствуется. Но работать в режиме «революционной прокламации», максимально шельмуя своих политических оппонентов, предпочитают многие политические силы. В украинском политикуме отнюдь не в моде ответственность и прагматизм, следование национальным интересам, куда чаще ставка делается на мощь голосовых связок и способность дискредитировать оппонента. Хотя большевистская фракция в Государственной Думе при династии Романовых была не способна блокировать работу парламента, многие наши политики пытаются сыграть роль матроса Железнякова, разогнавшего Учредительное собрание.
Стремление подорвать и без того непрочные позиции судебной власти, максимально делегитимизировать ее — еще одна отличительная черта современной ситуации в Украине. В столичных судах процессы без политического участия становятся редкостью, народные депутаты не просто присутствуют в зале суда в качестве зрителей, но и, то и дело, стремятся перебрать на себя роль вершителей правосудия. Это словно шлейф после судебной реформы, которая должна качественно изменить судебную ветвь власти.
Летом 1917-го на Восточном фронте Первой мировой войны приобрели массовый характер братания солдат противоборствующих армий. После Февральской революции армия России быстро развалилась, превратившись в неконтролируемые толпы вооруженных людей, стремившихся как можно скорее попасть домой после нескольких лет пребывания в окопах. Представить себе братание на линии соприкосновения на Донбассе проблематично, но есть другая тенденция: изображать сепаратистов в качестве «честных воинов», призывать к ведению переговоров с ними. Эти попытки не менее опасны стремления развалить регулярную армию.
Сегодня уже известно, что партия большевиков подпитывалась средствами немецкого Генерального штаба, стремившегося развалить Антанту изнутри. Кто и зачем сегодня делает ставку на популизм и безответственность украинских политиков? Ответ выглядит очевидным: в Кремле понимают негативные для себя последствия военного обострения на Донбассе, поэтому стремятся разрушить Украину изнутри.
Россия предлагает для этого широкую платформу сотрудничества, «с пониманием» относясь к чаяниям украинских политиков. Путину крайне важно после расширенных лояльностью Виктора Януковича возможностей разрушать Украину изнутри, обеспечить либо распад нашей страны, либо ее боснизацию путем внедрения федеративного устройства и демонстрации бесперспективности борьбы за восстановление территориальной целостности. Российскому руководству не нужна под боком Украина даже с намеком на самостоятельное политическое поведение, поэтому оно экспортирует большевистские методички.