Крестный ход – это дорога в Константинополь.
26 июля в украинской столице ожидают не как дня празднования Крещения Руси, а как дня больших провокаций, в которые может вылиться организованный Украинской православной церковью Московского патриархата крестный ход.
Я далек от мнения, что Киев действительно столкнется с широкомасштабной дестабилизацией. Она могла бы быть возможна только в случае, если бы наша страна была бы государством религиозных фанатиков или хотя бы искренне верующих людей. Но при всей готовности большинства украинцев – причем во всех конфессиях – признать себя верующими людьми – Украина, пусть и в меньшей степени, чем Россия – остается страной православных атеистов. Людей, готовых поставить свечки и освятить кулич на Пасху – миллионы. Людей воцерковленных, связанных с Церковью ежедневным общинным служением – тысячи. Верующих в Бога – сотни. Готовых пойти ради своей веры и представления о роли церкви на жертвы еще недавно было ровно два человека – патриарх Филарет и митрополит Владимир. Митрополит уже на небесах.
Поэтому любые провокации во время Крестного хода могут иметь ярко выраженный политический, а не религиозный характер. И это будет видно невооруженным глазом. Потому что мероприятия, которые устраиваются и финансируются дьяволом – пусть даже таким искушенным и наглым, как кремлевский – всегда отличаются от акций, угодных Богу. Так устроен мир – и не Путину его менять.
Именно поэтому Крестный ход – это испытание не для Украинского государства, а для УПЦ МП. Этой конфессии предстоит доказать самой себе – а заодно и обществу – что она действительно украинская церковь, а не политизированный филиал одного из российских центров управления. И, как мне кажется, в УПЦ МП это прекрасно понимают.
В качестве главной причины Крестного хода я вижу страх. Страх перед тем, что после очевидных разногласий между московским и константинопольским патриархами, проявившимися по ходу подготовки к Всеправославному собору, возникла реальная возможность признания каноничности украинского православия – пусть поначалу и не всем православным миром, но важной его частью. Это не может не страшить УПЦ МП, потому что единственное, что сохраняет за этой церковью конкурентное преимущество в борьбе за паству с УПЦ КП – это именно вопрос каноничности.
Крестный ход – это не дорога в Киев. Это дорога в Константинополь. Это попытка продемонстрировать Вселенскому Патриарху, с какой силой он может столкнуться в случае отзыва томоса о признании Киевской митрополии канонической территорией Русской церкви. Именно поэтому для РПЦ – и УПЦ МП – так важна массовость Крестного хода и его успешное окончание в Киеве. Пока мы готовимся к политическим провокациям, РПЦ в очередной раз пытается поставить точку на идее украинской автокефалии и сближения Киева и Константинополя.
И вполне возможно, что у Русской церкви это получится.