Завтра может уже быть поздно.
К высказываниям Дональда Трампа относительно российско-украинского конфликта можно, конечно, отнестись как к простой популистской болтовне, рассчитанной на невзыскательную публику.
Вчера Трамп «слышал», что за присоединение Крыма к России высказалось большинство населения оккупированного полуострова. Завтра он «услышит» что-нибудь еще – ведь до того момента, как он решил выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США, он явно не интересовался такими мелочами. А когда стал интересоваться – под рукой уже был Манафорт. И можно решить, что если Трамп станет президентом, он обязательно поинтересуется, что же в Крыму происходило на самом деле. И тут руководители госдепартамента и ЦРУ расскажут ему такое… Такое…
Если, конечно, ему будет интересно их выслушать. Или если он не решит, что в его интересах закрыть глаза на действительное положение вещей – тем более, если в изменении американской политики можно будет обвинить предыдущую администрацию, которая «не обеспечила условий». И турбулентность, которая возникнет в этом случае, даже лучше себе не представлять.
Нет, за Трампа нужно бороться. Бороться с тем пророссийским лобби, которое явно прочитывается в его окружении. Бороться с Манафортом. Бороться с самим Трампом. Трамп – не сам по себе. Он – кандидат от республиканцев, который поддержан многими видными деятелями своей партии. Их участие в компании может быть обменяно на смену риторики и подходов миллиардера – но для этого нужно объяснить этим политикам всю потенциальную опасность происходящего. Объяснить тому же Маккейну, который стоял рядом с нами на Майдане и выступал за поставки летального оружия Украине – а теперь поддерживает человека, добившегося изъятия пункта об оружии из республиканской программы.
Объяснить другим видным лоббистам украинских интересов – или, если быть точным – интересов справедливости среди республиканских конгрессментов и сенаторов. У этих людей миллион собственных проблем и задач, они не обязаны о нас помнить.
Это мы обязаны напомнить им о себе и о проблемах, которые могут возникнуть. Это мы должны побудить их к диалогу с одним из возможных фаворитов президентских выборов в США. С Трампом об Украине и России нужно разговаривать уже вчера – потому что завтра может быть поздно.