Война ГПУ и НАБУ только начинается

Создание НАБУ не вызывало восторга у власти.

На прошлой неделе в НАБУ с обыском нагрянули коллеги из Генпрокуратуры во главе с одиозным следователем Дмитрием Сусом. Он один из руководителей подразделения ГПУ, которое в народе называют “департаментом Кононенко—Грановского” — по фамилиям кураторов из окружения президента.

Попытка вмешательства прокурорских в работу НАБУ — это не эксцесс исполнителя, а целенаправленное желание группы товарищей во власти уничтожить Антикоррупционное бюро.

Еще несколько месяцев назад смена генпрокурора Виктора Шокина на Юрия Луценко воспринималась многими как достижение. Западные дипломаты увидели в этом признак избавления от чиновников-ретроградов, а гражданские активисты нарисовали еще одну звездочку на фюзеляже, подтверждающую, что давление на власть может приносить результат.

Все это время Луценко озвучивал приятную западным дипломатам и гражданским активистам риторику: кадровые чистки, реформы, преследование окружения Януковича. Однако попыткой поставить НАБУ в стойло нынешний генпрокурор, он же экс-руководитель президентской фракции, красноречиво разоблачает сам себя. В Украине идет ползучий переворот по избавлению от НАБУ как независимого антикоррупционного органа.

По депутатскому опыту знаю, что идея создания НАБУ не вызывала особого восторга у власти, поскольку лишала ручную Генпрокуратуру монополии на преследование коррупционеров, точнее — монополии на право “решить вопрос по договоренности”. Самим фактом рождения НАБУ стоит благодарить чиновников из США, стран ЕС и МВФ, каждый раз связывавших предоставление Украине денег или безвизового режима с НАБУ.

Поэтому идея ослабления бюро уже не один месяц одолевает сценаристов с Банковой. Их задача-минимум — не дать НАБУ институционально состояться, блокировать любые попытки получить право на самостоятельную прослушку или антикоррупционные суды. Максимум — выставить НАБУ банкротом. Аналогичные процессы ведутся, например, в Румынии, где независимый антикоррупционный директор устроил массовые посадки воров, а взамен регулярно сталкивается с попытками коррупционеров из парламента урезать его полномочия.

Одно из первых уголовных расследований НАБУ касалось депутата Александра Онищенко, который был убежден в собственной безнаказанности после того, как в 2014 году заполучил депутатский мандат. Произошло это вследствие сговора с руководством страны: против него в сельском округе Киевской области не выдвинули конкурентов ни от Блока Порошенко, ни от Народного фронта, а партия Тимошенко поставила безработного кандидата.

В итоге Онищенко как представитель правящего класса до последнего не верил в серьезность намерений НАБУ и пытался договориться. Расследование НАБУ было сорвано из‑за Юрия Луценко, в течение 20 дней не подписывавшего подозрение против депутата. Этого хватило, чтобы Онищенко не объявили в международный розыск и он смог уехать в Лондон, получив там статус для постоянного проживания.

По сути, пауза, которую генпрокурор подарил Онищенко для выезда в Британию, равносильна дарованной свободе. Вы не найдете в новейшей истории Украины примеров, когда Лондон выдавал Киеву объявленных в розыск. Скорее наоборот, и подтвердить это может новый фаворит Луценко — главный военный прокурор Анатолий Матиос. Так, один из фигурантов расследуемого им дела по торговле оружием Сергей Бондарчук спокойно живет в Британии, хотя и находится в розыске Интерпола.

Однако Онищенко — это далеко не самая крупная рыба в сетях, расставленных НАБУ. Первое производство касается афер на государственном Запорожьеоблэнерго, где последние годы орудовала группировка братьев Крючковых — новоявленных “курченко”, крышу которым обеспечивали братья-олигархи Суркисы и правая рука президента Игорь Кононенко. Кроме того, в руках НАБУ находится сразу три дела на соратника Яценюка и Порошенко Николая Мартыненко, а также расследование по схемам на Одесском припортовом заводе, в ходе которого задержан заместитель Нафтогаза Сергей Перелома. И это не считая менее масштабных дел: например, тех, в которых фигурируют депутаты от Народного фронта Пашинский или Логвинский.

События текущей недели, когда НАБУ задержало “ручного судью” Чауса, куратором которого называют все того же Грановского, показывает готовность бюро идти до конца без оглядки на фамилии и степень лояльности президенту. Поэтому война за НАБУ только начинается. И в этих условиях общество должно быть готово защищать бюро не только в социальных сетях, но и на уличных протестах. Другого шанса побороть коррупцию у нас просто не будет.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам